Как жить, чтобы жить? Однажды такой вопрос задали сатирику Михаилу Жванецкому. В ответ он составил список, выполнение пунктов которого со временем преобразуется в достойную старость.
Первый
«Главное — не заболеть. Болезнь поставит вас в тупик. Лекарства, больницы, коридоры. И вам будет не до этих размышлений…»
Болезнь, действительно, рушит все планы и ставит в тупик. Многие болезни человек может предотвратить, отказавшись от собственных вредных привычек и пристрастий.
Второй
«Стараться сохранить чувство собственного достоинства. Для себя. Оно действительно никому не нужно, это не анекдот. Оно не нужно даже вам. В местах, где надежность человека определяется именно отсутствием собственного достоинства, оно выглядит дико. Как принято говорить, вас никто не поймет, и будут урезать зарплату до тех пор, пока вы не уедете в тайгу. Непонятно, почему это так, не скажу, преследуется, как изживается. Почему так ценится готовность поддакивать, совсем не свидетельствующая о готовности сделать или даже о попытке посоображать на заданную тему. Сохранить достоинство можно только уходя. Уходя домой. Уходя от телефона. От книги. От газеты. И все-таки. Его надо пытаться сохранить, потому что у многих есть дети».
Жванецкий с грустью замечает, что словосочетание ЧСД, встречается в наши дни разве что в анекдотах. Но нужно его холить, лелеять и взращивать. Для самих себя. Не соглашаться на унизительные условия труда, уходить со скучного фильма, никому не поддакивать, не держать рядом с собой неприятных людей.
Многие живут под лозунгами «наглость второе счастье» и «тащи с работы каждый гвоздь», очень ценным стал навык «устраиваться» в жизни. Но это устройство, как правило, граничит с тем, что сначала надо у одного человека что-то отобрать, чтобы оно стало твоим. Работу, деньги, мужа или жену. Мечту, перспективу.
Сделки с совестью дадут результат, а вот грязь с души уже не отмоется.
Третий
«Появилось довольно много противозачаточных средств. Ими надо пользоваться. Это предохранит от многого. В частности, от вопросов: «Папа, почему?»
Почему современные люди все больше отказываются от радостей материнства и отцовства? А старшее поколение не понимает их и пристает с расспросом: «Что не рожаете-то? Даст бог зайку, даст и лужайку. Вот мы в свое время…» и идет перечисление, как стирали руками, сушили над головой, выживали в холодных бараках.
Не всем ныне живущим дана возможность стать хорошими родителями и обеспечить ребенку счастливое детство. Иногда лучше не делать, чем делать плохо.
У меня есть сосед, живет один. Он хвалится направо и налево, что у него семеро детей от разных жен, и что его, 40-летнего, 25 летний сын уже на машине катает. Многодетный отец, завидуйте. По факту он семерым женщинам жизнь испортил своим неумением жить в браке.
Четвертый
«Жить напряженной духовной жизнью. Как? Выбор за вами. Изучать труды древних греков, расшифровывать надписи на скалах, шахматы. Или уединение, самосовершенствование. Читать вечерами. Тяжелую классическую литературу, что будит мысль, будоражит душу, напоминает о достоинстве, уважении независимости, выводит на улицу с горящими глазами».
Пятый
«Выражение «У каждого свои неприятности» сейчас теряет силу. Ибо они какие-то общие. Как сердечно-сосудистые заболевания. Разница в причинах, положивших вас в отделение, незначительная – НТР, ИТР, ДНК, СНС. Короче, общение. Стараться не общаться. Поменьше выходить на улицу, невзирая на риск удлинения контактов с телевидением. Накаленность возникает не от людей, но прорывается на людей».
Если не можете долго сидеть дома, отправляйтесь на просторы природы, куда глаза глядят, на край света. Или исследуйте в одиночку родной район. От себя, как говорится, не убежать. Но от общества можно.
Вы ничего не потеряете, если замените разговор со своим приятелем «ни о чем и обо всем» на пару страничек книги писателя с хорошим словарным запасом и слогом. Послушаете приятную, расслабляющую музыку, или, напротив, потанцуете перед зеркалом под ритмичный мотив. Положительных эмоций будет явно больше.
Шестой
«Помнить, что все хорошо! Еда есть. Одежда. Тепло зимой и жарко летом. Черное море и небо. Песни, женщины, которые прекрасно живут, устраивают детей, борются с мужьями. Есть кино, есть работа, есть люди, которые живут теми же заботами и гомонят, как чайки, вокруг нас, так какого же вам черта читать все это, когда бьют часы и пора куда-то?!»
По материалам: Мадам Хельга