Сегодня мы поговорим на весьма интересную и щекотливую тему. Если вы думаете, что слово «насилие» применимо только к физическим действиям других людей, то вы ошибаетесь, ведь существует такое понятие как «психологическое насилие».
«Психологическое насилие» может встречаться где угодно: дома, в школе, на работе, на улице, на отдыхе и т.д. Как вы понимаете, подобное может случится с каждым в любой момент жизни. И мы порой даже не подозреваем, что становимся зачинщиками или жертвами «психологического насилия».
Предлагаю разобрать тему «Психологическое насилие и его последствия».
Первым делом задайте себе вопрос: «Что для меня означает «психологическое насилие»? Придумали определение? Признаки «психологического насилия»?
Пока вы над этим размышляете, расскажу вам подробней о том что же такое «психологическое насилие» и что становится с людьми, испытавшими его на себе.
Психологическое насилие, также эмоциональное или моральное насилие — это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).
Если вам дать время подумать, вы, наверняка, вспомните ситуации, которые свидетельствуют о том, что вы подвергались «психологическому насилию», например, подобное могло быть в школе, университете, на работе или даже дома.
На эту тему я нашла интересную статью, где приводились примеры «психологического насилия» над учениками. То есть подобное может происходить и в общении ученика и учителя. Оттуда я вынесла несколько важных признаков, свидетельствующих о «психологическом насилии».
Что можно отнести к «психологическому насилию»?
1. Крик
Если вы любите историю и биологию, то прекрасно знаете о том, в далёкие времена наши предки использовали тревожные возгласы для предупреждения об опасности, а угрожающий рёв — сигнал о начале схватке.
Таким образом, когда мы с вами слышим чей-то крик, в нас «просыпается память предков», и мы внутреннее сжимаемся, сердце начинает биться быстрее, уровень адреналина растёт. То есть наш организм испытывает стресс. Поэтому крик учителя вполне может отрицательно влиять на ученика, что в конечном счёте может привести к психологической травме.
ВАЖНО: голос — это мощный инструмент в арсенале учителя, поэтому так важно, чтобы он умел правильно им пользоваться. В ином случае, если вы понимаете, что слушатели неправильно считывают вашу интонацию, вы можете записаться на курсы сценического мастерства или обратится к психологу.
Говорить громко и кричать — это две разные вещи и об этом важно не забывать. Да и порой важно не то, насколько громко вы говорите, а то, насколько хорошо вы можете увлечь аудиторию. Существует множество примеров, когда ораторы специально начинали говорить тише, и это приводило к тому, что зал затихал, желая услышать каждое слово говорящего со сцены.
2. Сердитое выражение лица
Есть такое понятие, как «невербальное общение» — это общение с внешним миром через жесты, мимику, позы и т.д. То есть любое наше телодвижение, скрещенные рук, гримасы, желание держаться на расстоянии от кого-то — всё это считывается людьми одновременно со сказанными или не сказанными нами словами. Страшное выражение нашего лица может привести другого человека в ужас или почувствовать себя ничтожным и ненужным. Дети хорошо считывают эмоции и довольно быстро отвечают на них.
Если нам не нравится какой-то ребёнок, он это почувствует и ответит нам тем же, а может быть и противоположная реакция — он замкнётся в себе. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите этому миру неоперабельно.
3. Оскорбления
Этот пункт кажется очевидным и понятным. Так оно и есть, но его постоянно нарушают. Например, говоря: «Ты бестолковый», «Не веди себя как клоун», «Голова садовая», «Ты что, совсем дурак?» или «Нельзя быть таким бездарным». Если вы в конкретный момент просто выразили свои эмоции, то ученик может искренне поверить, что он такой и есть, просто неудачник, которому нет смысла стараться (особенно на вашем предмете), ведь у него ничего не получится. Особенно это усугубляется, когда к оскорблениям добавляются предыдущие сигналы.
4. Некорректная критика
Критиковать или давать негативную оценку стоит поведению ребёнка, а не его личности. Например:
…здесь было приложено мало усилий, тут можно ещё постараться, если хочется добиться большего.
Ни в коем случае не стоит говорить о внешнем виде ученика, о его манере говорить, о родных или уровень достатка в его семье. Всё это неуместно и показывает вас с не лучшей стороны.
5. Унижение достоинства
Дети являются полноценными личностями с ранних лет, им как и взрослым важно, чтобы их уважали. Не стоит намеренно вызывать в детях чувство стыда, отчитывать их при всём классе или давить на слабые точки. Если и говорить о его поведение, то лучше это делать тет-а-тет. Иначе это приведёт к снижению самооценки и мотивации.
6. Сарказм
Порой существует тонкая грань между саркастическими шутками и унижением. Об этом важно помнить и стараться не использовать это по отношению к ученикам.
7. Угрозы
Помните, что:
Агрессивные угрозы и спокойный прогноз — не одно и то же.
Вы можете в шутку бросить фразу: «Да я вас сейчас стукну», не собираясь ничего подобного делать, но это всё равно уже является угрозой. Одно дело сказать ученику, что, если он не подготовиться хорошо к экзаменам, то он может не попасть в университет, другое дело сказать: «…станешь жалким неудачником, сопьёшься и умрешь под забором!»
8. Необъективное отношение
Находить любимчиков, это, конечно, здорово, но у этого метода есть два больших жирных минуса: 1. Вы срываетесь на других, «не любимых» учениках. 2. Психологи доказали, что неправильная похвала может навредить и способствовать развитию не самых лучших черт характера (эти ученики ведь будут думать, что лесть и заискивание — это хорошо).
9. Невнимательность
Если вы невнимательный к людям, не проявляете по отношению к ним эмпатию, это может отрицательно сказаться на ваших с ними взаимоотношениях. Например, задавая вопрос ученику, вы ожидаете от него ответа, но вместо этого получаете молчаливый отказ. Вы можете разозлится из-за того, что вас игнорирует, это ведь неуважение. Но кто знает, в этом ли реальная причина? Порой мы не замечаем эмоционального состояния учеников. Показав и объяснив, что вы понимающий человек, вы поможете собеседнику раскрыться и довериться вам. Поверьте, чем больше ученик доверяет учителю, тем ему спокойней разговаривать с вами и отвечать на вопросы.
К чему может привести подобное поведение?
Например, к сильному стрессу, агрессивному поведению, неврозу, депрессии, ПТСР, снижению школьной мотивации и в целом к дезадоптации ребёнка.
Существует такое выражение: «Всё, что не убивает нас, делает сильнее». Так вот, в данной ситуации оно ошибочно и не отражает нашей реальности. Мы не закаляем этим детей, мы лишь наносим им травму. Если есть возможность обойтись без этого — это будет лучшее решение.
Кроме приведённых выше последствий «психологического насилия», возможно и другое. Например, это приводит к внутренней озлобленности, эскалации (повышению) внутренней агрессии, буллингу, хулиганству, травле и притеснению. Дети берут с нас пример, они копируют нас, следовательно мы в ответе за их действия. Особенно это относится к классным руководителям начальной школы (в особенности 1 класса).
В связи с этим призываю вас быть внимательными к словам и действиям, ведь порой они могут ранить. Для нас это будет мимолётная эмоция, а для других — боль и унижение.
ВАЖНО: если вы замечаете за собой что-то из перечисленного выше, необходимо задуматься об этом и начать работу по «восстановлению». Вполне возможно, что у вас профессиональное выгорание. Осознав проблему — вы уже на пути к её решению.