Любимым комментарием моей бабушки по поводу любых возмущающих ее событий было: «Совсем стыд потеряли!» Потому что в ее, бабулином, понимании стыд был чем-то вроде определяющего вектора, и все, что происходило вокруг можно было классифицировать по шкале от «вот стыд-то какой!» до «перед людьми не стыдно». В наши же продвинутые дни со стыдом нас учат бороться: «долой стыд, это оружие лицемеров, раскрепощайтесь, граждане!» — призывают нас со страниц психологически продвинутых журналов раскрепощенные бесстыжие анонимные гуру.
Анатомия стыда
Ведь что такое, в сущности, стыд? Это что-то такое глубокое, что мешает нам дышать полной грудью, строить свое полноценное счастливое будущее и даже приводит к неврозам и прочим нервным неприятностям, как выясняется. Впервые серьезно стыдом заинтересовалась Хелен Льюис, психоаналитик-классик, которая еще в семидесятые годы определила стыд как Главную Эмоцию (Master Emotion). Вовсе даже не либидо управляет нами, праотец Фрейд, заявила тогда Хелен, а чувство стыда, которое представляет собой совокупность самых разных переживаний – унижения, чувства неполноценности, низкой самооценки, самобичевания и т. д.
При этом если со смущением, например, мы вполне себе легко справляемся – шуткой, извинением, или просто привычкой держаться в рамках приличий, то со стыдом так легко мы справиться не в состоянии. Ибо стыд зарождается в таких недрах нашей психики, куда нам так запросто не добраться, и мы тратим огромное количество сил на то, чтобы скрывать те вещи, которых по-настоящему стыдимся. Способ «посмеялись и забыли» в случае со стыдом не работает, слишком уж глубоко сидят причины, которые могут быть очень разными – от объективно пережитого сексуального насилия до субъективно сформированного комплекса переживаний на тему того, кем ты не являешься.
Чувство стыда и чувство вины
Следует также различать чувство стыда и чувство вины, размышляют гуру. Чувство вины имеет внешнюю направленность – обидел кого-то, случайно или специально, и чувствуешь себя потом виноватым перед этим кем-то. А чувство стыда оно исключительно наше, внутреннее – обидел кого-то, и жутко переживаешь потом что этот кто-то расскажет всем какой ты гад. И все будут показывать на тебя пальцем, говорить «фу, гад какой!» и всячески тебя избегать, унижать и понижать твою самооценку. И все, что тебя волнует — это исключительно твое отражение в глазах окружающих, к поддержанию которого в приличном состоянии стыд имеет самое непосредственное отношение.
Потому что мы стыдимся и скрываем те факты, обнародование которых, как нам кажется, сделает нас изгоями – неважно, что это за факты. Кто-то стыдится того, что родился не в крупном городе и изо всех сил старается быть «москвичее москвичей», кто-то испытывает глубочайший стыд из-за болезни – например, бесплодия, кто-то изо всех сил скрывает темные эпизоды прошлой жизни или некрасивые фрагменты семейной истории. Общее одно: стыд сжирает огромное количество душевных сил, это черная дыра, в которую, если она вдруг включается, проваливается все – радость, счастье, уверенность в себе и даже здоровый сон.
тикающая мина
Стыд похож на мину, которая может активироваться совершенно случайно и разорвать на кусочки даже очень тщательно выстроенную реальность. Один неудобный вопрос и бац! Давление зашкаливает, щеки горят и хочется провалиться сквозь землю, залезть с головой в какую-нибудь большую кастрюлю с плотной крышкой или отмотать этот день обратно на начало, чтобы прожить его по-другому.
Справиться с этой миной, говорят, можно только одним способом – «поговорить об этом». С кем-нибудь дружественным. С кем-нибудь, кто по долгу службы не имеет права вас презирать что бы там вы ему про себя не рассказали. Не случайно исповедь на протяжении веков являлась одним из серьезнейших инструментов поддержания психического здоровья населения, которое массово занималось очень стыдными делами вроде убийства себе подобных.
Психоаналитик тоже сойдет, вы ему деньги платите, пусть слушает. А если есть бесплатные настоящие друзья, готовые принять вас во всей красе и сдержать рвущийся с губ вопль «Да как же тебе не стыдно?!» даже если вы будете рассказывать как украли в шестом классе клубничную стерку у соседки по парте, то вам и вовсе повезло.
С родителями сложнее: родители изначально играют роль внутренних цензоров, и во многом своими руками формируют чувство стыда, с которым мы потом топаем по жизни, однако чем черт не шутит? Вдруг та мама, которая стыдила вас за слишком сильно накрашенные губы пятнадцать лет назад, сейчас стала мудрее и поможет вам лучше любого профи? Наш излюбленный способ справляться со стыдом — это заталкивать неприятное переживание как можно глубже, стараться скорее забыть про подскочившее давление и сильнейший стресс, который мы пережили. Но, может, действительно стоит просто «поговорить об этом»?
Мир без стыда
А когда мы все перестанем бегать от своих проблем, и научимся не избавляться от своего стыда, а разбирать его на составляющие и выпаривать душеспасительными беседами, мир станет бесконечно светлым и прекрасным! Хотя я все равно не уверена до конца в том, что хочу жить в обществе, в котором нет стыда. Просто потому, что все равно должны оставаться границы, переступая которые человек должен становиться изгоем. И иногда, глядя на откровенные безобразия, которые льются на мозги безобидных обывателей с экрана телевизора, я ловлю себя на том, что громко выдаю бабулино «Совсем стыд потеряли!»
Хотя кто его знает, что это за границы такие? И кто должен решать, что стыдно, а что – нет? Я понятия не имею…