Всегда-всегда будьте за своего ребёнка. Если его травят в школе и не поддерживают дома, куда ему податься? Единственное, что он делает: провоцирует детей своим от них отличием. Но он не выбирал это. Он просто такой, какой есть. И ему нужна ваша поддержка и помощь.
Травля (буллинг) – это систематическое физическое и/или психологическое насилие со стороны группы по отношению к её участнику. Важно понимать, что травля – это не только тычки и оскорбления. Обидные прозвища, насмешки, игнорирование, бойкот, унижение – всё это тоже признаки травли.
Буллинг в школе: советы родителям
Травля – это не конфликт. Конфликт – это столкновение интересов, потенциально имеющее решение, конфликт – это средство, а не цель. Травля же не используется как средство достижения цели, она цель сама по себе. Разница между конфликтом и травлей примерно такая же, как между войной и геноцидом.
Травля – это не игра. В игре участвуют добровольно, в игре можно меняться ролями и от игры участники получают удовольствие. В травлю вовлекают насильно и удовольствие она приносит только агрессору.
Если ваш ребёнок столкнулся с травлей, есть несколько конкретных шагов, которые нужно сделать, и при этом важно держать в голове два тезиса, важность которых я поясню ниже, в обсуждении плана действий:
Тезис N1: Травля – всегда групповой процесс.
Тезис N2: В ситуации травли всегда (прописью – всегда) стоим на стороне того, кого травят.
Как противостоять травле в школе:
Шаг 1: поверить своему ребёнку и признать, что ему действительно плохо и что проблема есть.
К сожалению, довольно часто случается, что родители не в состоянии сделать этот шаг и начинают делать то, что делать категорически нельзя: обесценивать проблему («да они просто дурачатся, не обращай внимания») и сваливать ответственность на ребёнка («наверное, ты сам виноват, что тебя задирают, не давай повода, они и не будут приставать»).
Тут стоит понимать, что, безусловно, есть некая «группа риска», т.е., дети, которые с большей вероятностью могут стать жертвами травли, а именно:
- имеющие особенности развития (инвалидность, дефекты речи, СДВГ, РАС и т.п.);
- отличающиеся по национальному признаку от большинства детей;
- отличающиеся по успеваемости (круглые отличники/круглые двоечники)
- имеющие яркие внешние особенности (высокий/низкий, худой/полный, веснушки, очки, раннее половое созревание и т.п.)
Можно продолжить список, но в целом понятно, что для травли нужен только повод, и жертвой может стать кто угодно, поскольку (см. Тезис N1) травля является характеристикой группы, а не жертвы. Поэтому вспоминаем Тезис N2 и идём дальше.
Шаг 2: сообщить о ситуации взрослому, ответственному за группу: классному руководителю, руководителю кружка, вожатому в лагере и т.п.
Иногда бывает достаточно того, что взрослый будет отслеживать и пресекать ситуации буллинга. Эффективно это в той ситуации, если дети действительно не понимают, что они наносят человеку ущерб, а считают, что это такая игра. В таком случае разъяснения и контроля со стороны взрослого может быть достаточно.
Шаг 3: если руководитель группы в курсе и ситуация не меняется, то идём на уровень выше – к директору/завучу и говорим: в таком-то классе у такого-то учителя травля, разберитесь.
Что школа должна сделать:
- признать факт наличия проблемы;
- обратиться к методистам департамента образования за помощью.
Что школа (скорее всего) будет делать:
- отрицать проблему («вы преувеличиваете»);
- обесценивать проблему («это просто особенности детского общения»);
- валить всё на ребёнка («он просто слишком чувствительный, да и вообще сам не лыком шит»);
- валить всё на родителей («это вещи, которые воспитываются в семье»);
- рекомендовать обратиться к психологу;
- рекомендовать сменить класс/школу.
В общем, коротко говоря, школа будет говорить «ничего нет, а если есть, то вы сами виноваты». И тут как никогда важно помнить наши тезисы: травля – это групповой процесс, жертва не несёт за него ответственности и нельзя эту ответственность на неё перекладывать.
Есть два здравых зерна: совет пойти к психологу и совет сменить школу. К психологу стоит пойти за поддержкой, укреплением самооценки и личных границ и (возможно) за навыками саморегуляции, а смена школы – это действительно способ избавить своего ребёнка от враждебно настроенной группы. Однако, не всем этот способ подходит, в таком случае переходим к следующему шагу.
Шаг 4: департамент образования и прокуратура.
Эти слова, как правило, действуют на руководство школы магическим образом, и школа соглашается сделать то, что должна. Но если этого не произошло, то идём на сайт департамента образования и пишем там обращение, в котором указываем школу и суть проблемы.
С прокуратурой можно сделать так же, более того, в случае, если вы сможете доказать ущерб, нанесённый ребёнку, можно через суд получить компенсацию вреда с родителей обидчика(-ов). Но если нет физического ущерба (зафиксированных травм и/или ущерба имуществу), а есть только психологический ущерб, то доказать это сильно сложнее. Однако, в любом случае, прокурорская проверка – это то, чего любая школа хочет избежать, а по итогам такой проверки могут быть уволены те педагоги, кто либо сам участвовал в травле (такое, увы, не редкость), либо содействовал ей невмешательством.
Резюме:
Если вашего ребёнка травят, помните, что это – не его вина и не его ответственность. Быстрое решение проблемы – смена класса/школы. Более долгий путь: идти в школу и требовать с неё решения проблемы, вовлекая последовательно людей от классного руководителя до директора. Если и на уровне директора вы получаете отказ, обращайтесь в департамент образования или даже прокуратуру.
В заключение хочется сказать: травля – явление разрушительное не только для жертвы, но и для агрессора и свидетелей тоже. Люди, которые видят травлю и не вмешиваются, получают опыт страха и беспомощности. Агрессор – утверждается в деструктивных способах общения и может в дальнейшем испытывать трудности в близких отношениях. Жертва – переживает беспомощность, одиночество, страх, злость, что может приводить к расстройствам, суицидальным попыткам или нападениям на одноклассников. Поэтому травля – это проблема не одного человека, это проблема всех.
И всегда-всегда будьте за своего ребёнка. Если его травят в школе и не поддерживают дома, куда ему податься? Единственное, что он делает: провоцирует детей своим от них отличием. Но он не выбирал это. Он просто такой, какой есть. И ему нужна ваша поддержка и помощь.