Я был застенчивым ребенком. Мне было сложно заводить друзей, а еще мне нужно было время, чтобы «притереться» к новому месту. И хотя с годами я все же научился совладать со своей застенчивостью, у меня по-прежнему случаются легкие приступы социофобии, стоит мне оказаться в компании незнакомых людей или на крупных профессиональных собраниях вроде научных конференций, когда суть такой встречи заключается именно в знакомстве с новыми людьми.
Но мой 3-летний сын сильно от меня отличается. Ему нравится гулять и заводить новые знакомства. Новые друзья у него появляются каждый раз, когда мы гуляем в парке или просто выходим куда-то поесть. Первое, что он делает, усаживаясь на свое место в ресторане, это окидывает взглядом окружающих, здоровается с ними и дарит каждому из них свою дружелюбную улыбку.
Что же делает человека застенчивым или открытым? Заложена ли застенчивость в нас с рождения или же она появляется в результате нашего опыта взаимодействия с другими людьми?
По результатам многочисленных исследований предполагается, что темперамент (стиль эмоционального реагирования человека на свое окружение) впервые проявляется у младенцев 4-месячного возраста. Он определяется путем демонстрации ребенку некоторых простых игрушек вроде мобиля с висящими на нем зверями и изучения его реакции. Это простой тест неизменно показывает одно и то же: дети, которых мобиль испугал или расстроил, наиболее склонны к проявлению застенчивости в более старшем возрасте. Данный тип личности особо чувствителен к любым переменам в окружении и может с легкостью расстроиться от самых рутинных вещей вроде звонка в дверь или смены подгузника. И наоборот, младенцы, отреагировавшие на появление игрушки позитивно или нейтрально, склонны к проявлению социальной активности в дошкольном возрасте.
Удивительно, но эта закономерность выходит далеко за рамки детства, а реакция младенцев на мобиль в 4 месяца позволяет предположить, насколько застенчивыми или социально активными они будут в подростковом возрасте. Разница между застенчивыми и открытыми детьми дошкольного возраста проявляется в их биологии и особенности работы мозга, что дает возможность предположить наличие у застенчивости сильной биологической базы. Более того, она может быть частью личности человека с самого раннего возраста.
Но значит ли это, что окружение не играет никакой роли в появлении застенчивости? И стоит ли так беспокоиться о том, что вы застенчивы?
То, что у темперамента есть биологическая основа, еще не означает, что он не может меняться. Характер ребенка переменчив, и со временем его негативная реакция на новых людей, предметы и ситуации может стать менее выраженной. Более того, нет ничего плохого в том, чтобы быть немного застенчивым. Характер многих детей можно описать как «медленно разворачивающийся», и некоторым детям просто нужно время, чтобы адаптироваться к своему окружению, прежде чем они смогут приобщиться к веселью. Впрочем, следует отметить, что в мире существует особая категория младенцев (10-15% от общего их числа), отличающихся крайне высокой чувствительностью. Это дети с наиболее выраженным риском развития застенчивости. У части этих детей (почти у 40%) в будущем может даже развиться социофобия.
Поэтому если у вас есть очень чувствительный ребенок, который по прошествии какого-то времени все равно не может привыкнуть к присутствию знакомых людей или какому-то месту, знайте, что существуют способы предотвратить развитие у него социофобии. Здесь очень поможет поддержка со стороны родителей. Так, исследования показали, что риск появления у ребенка застенчивости существенно снижается, если у него чувствительная и отзывчивая мама, адекватно реагирующая на все его потребности. Поэтому даже когда речь идет о детях, которые легко расстраиваются от новых или непростых ситуаций, наличие родителя, внимающего потребностям ребенка, может послужить своего рода буфером против развития у него застенчивости и социофобии.
Стиль воспитания может повлиять на то, как у застенчивых детей, по сравнению с детьми дружелюбными, развивается моральность и совесть. К примеру, застенчивые дети, склонные появлению чувства тревожности, могут очень легко расстроиться, если им выносят выговор за нарушение правил. Они нуждаются в легкой форме дисциплины, поскольку очень быстро начинают чувствовать вину за свои проступки. А более открытые и бесстрашные дети не всегда реагируют на легкую дисциплину, требуя к себе большего внимания, когда они нарушают правила, поскольку менее склонны чувствовать из-за этого угрызения совести.
Результаты проведенных исследований дают возможность сделать вывод, что семена застенчивости и дружелюбности закладываются в человеке в раннем возрасте и имеют сильную биологическую основу. Однако анатомия не определяет судьбу, и если у вас есть ребенок, чрезвычайно чувствительный к любым переменам в окружении, то адаптироваться к новые вещам ему поможет только ваше чуткое воспитание. Это предотвратит развитие у них страха или тревожности. Пускай у застенчивости и есть биологический фундамент, но нет никакой гарантии, что у вас будет двое детей с одинаковым характером. У вас может быть один стеснительный и беспокойный ребенок, а второй будет неугомонным и бесстрашным.
Если это так, очень важно помнить о необходимости адаптации своего стиля воспитания к потребностям каждого из детей, и то, что срабатывает с одним из них, может не возыметь действия на другого.