Я всегда с большой долей скептицизма относилась к рассказам людей о депрессии. Считала, что это просто блажь, так не бывает.
Но к великому сожалению, эта участь настигла и меня. Внезапная кончина отца как будто остановила жизнь: приходишь на работу и не хочешь, не можешь ничего делать, ничем не интересуешься, ничто не радует.
Приходишь домой — и там не лучше…
Елена Т. рассказала, как подработка помогла ей выбраться из депрессии.
Немного предыстории
Первое образование у меня – математик-преподаватель.
Практика во время учебы в университете доставляла удовольствие: глаза учеников в математическом лицее «горели» на уроке, они стремились от тебя получить что-то новое, интересное.
А потом была практика в обыкновенной школе, где на уроках не только ребятам, но, мне казалось, и учителю — моему руководителю практики — была не интересна математика.
Еще студенткой, подрабатывая репетиторством, я начала понимать, что обучать обычных школьников не смогу.
Занятия с учениками, которых надо было вытянуть хотя бы на троечку, давались мне с трудом: на одном уроке объяснишь, в следующий раз спрашиваешь тот же материал – ученик ничего не знает, не помнит…
Начинаешь заново объяснять. Это можно сравнить с тестом, которое «убегает» из кастрюли – ты его засовываешь, а оно вылезает с другой стороны.
Закончив университет, я все-таки попробовала, но так и не смогла найти работу учителем – это было в начале 90х, когда в школах еще работали советские преподаватели — текучесть кадров была минимальна.
Оказавшись не у дел, пошла получать второе образование — экономическое, решив, что, даже если найду работу, просто ходить в школу и повторять каждый год одно и то же для тех, кому это не надо, – я не смогу.
Закончив второе высшее, я успешно построила карьеру в новой профессии.
Сострадание – вернуло к жизни
С тех пор прошло более 20 лет. И вот у меня ушел отец. Мучительное состояние депрессии длилось уже больше трех месяцев.
Однажды под новый год, сидя на каком-то форуме в интернете, прочитала практически призыв о помощи одной мамы: сын до шестого класса учился хорошо по математике, а сейчас ничего не понимает – помогите!
Что-то в груди шевельнулось, взяла трубку и позвонила. Не раздумывала даже. Просто рука потянулась к телефону.
К моему удивлению, женщина согласилась на предложение позаниматься математикой с ее сыном.
Я к этому времени была состоявшимся и хорошо оплачиваемым специалистом в своей второй профессии, поэтому четко понимала, что бесплатно я работать не смогу. Да и к чему это?
Назначила оплату — 450 рублей за 2 академических часа – чуть ниже средней на рынке, которая на тот момент была 500 рублей за такой же урок (на дворе был 2013 год).
Решила, что отсутствие опыта работы в школе не позволяет мне претендовать на большее.
Занимались 2 раза в неделю. Эти занятия приносили мне совсем незначительный доход, но оказались спасительными для моей психики.
Пришло понимание, что у меня появился интерес – суметь вывести за руку мальчика из темноты, вернуть ему утраченный интерес к учебе, а вместе с ним и самой вернуться к жизни.
Честно говоря, думаю, что мне в этом помог отец, это он привел меня тогда на нужный форум и протянул руку к телефону. По крайней мере, мне хочется в это верить.
Первые шаги
Конечно, не все получалось как хотелось: парень ленился, ошибки делал на уровне начальной школы. Но я не сдавалась и первые четвертки обнадежили не только ученика, но и меня – я на верном пути, и у нас все получится!
Мы начали заниматься с еще большим усердием, у ребенка стал заметен интерес к цифрам и алгоритмам. Я чувствовала, что с каждой хорошей оценкой я начинаю видеть жизнь во все более ярких красках.
Мама мальчика была очень довольна, и даже начала рекомендовать меня знакомым – заработало «сарафанное» радио.
Прошли годы, с этим мальчиком я занималась до 11 класса, он успешно сдал ЕГЭ и поступил в институт. А спонтанное увлечение репетиторством стало моим хобби, который приносит дополнительный доход.
Я до сих пор не даю никаких объявлений, ищут меня с весны, чтобы я начала заниматься с ребенком осенью, хотя ценник мой давно уже выше среднерыночного – 1500 рублей за академический час.
Поскольку в моем случае репетиторство сегодня – это хобби, 3-4 занятия в неделю мне вполне хватает. То есть доход 20-30 тыс в месяц меня вполне устраивает, ведь он не основной.
Каково быть репетитором
Профессионально заниматься репетиторством не просто, нужно:
- Быть очень самодисциплинированным – многие ученики с радостью будут с вами обсуждать все, что угодно, лишь бы не заниматься делом;
- Планировать не только само занятие, но и весь учебный год – как и в учебном заведении, все уроки должны вести к поставленной цели;
- Быть честным и с учеником, и с родителями – в противном случае, вы утратите доверие и уважением в семье.
Доход зависит от востребованности репетитора, основа которой составляет не только его знание предмета, но педагогические способности: если студент берет 400-500 рублей за академический час, то стоимость часа репетитора-профи может достигать 3000 рублей.
Я практикую только индивидуальные занятия как самый эффективный вариант уроков.
У всех учеников проблемы в математике абсолютно разные: кто-то не умеет решать уравнения, кто-то задачи, а кому-то геометрия не дается. Поэтому групповые занятия не провожу.
Основные расходы репетитора – это книги. Я сама выбираю учебники, часто использую несколько сборников при подготовке одного ученика.
Но у меня уже целая библиотека книг по математике, поэтому я обновляю ежегодно только два сборника: по ЕГЭ и ОГЭ с учетом требований данного года, это около 500-700 рублей в год.
Ученики копируют домашнее задание в конце урока с помощью фотокамеры своего телефона.
Сейчас предлагают онлайн-формы занятий, но я занимаюсь только вживую. Пробовала заниматься по скайпу – неудобно всем: я не вижу, что творится в тетради ученика, которому также неудобно задать вопрос.
Мне комфортнее приезжать самой к детям. Вы можете сказать, что это дополнительные расходы на транспорт. Согласна. Но я не хочу делать из своего дома проходной двор, лучше приеду сама.
Для этого даже приобрела автомобиль, поскольку занятия могут отменяться и смещаться в последний момент, а машина помогает быть мобильной.
Есть и подводные камни, о которых надо помнить: например, ученики «забывают» заплатить. В таких случаях приходится звонить родителям и решать вопрос с ними.
Ученики могут переносить занятия – нужно подстраиваться. К сожалению, бывает, что дети могут раздражать своей невоспитанностью, грубостью, а порой и хамством.
Однажды у меня появился мальчик, который ел пирожки прямо на занятии, считая, что я не вижу. Хамство не терплю, об этом сразу предупреждаю родителей, а от занятий отказываюсь, и тут уровень оплаты не имеет значения.
Иногда просматриваю сайты по подбору репетиторов, среди них много практикующих учителей и задаю вопрос: коллеги, что вас привело на этот сайт? Почему вам недостаточно школы?