Когда военачальник, одержавший для Рима настолько великую победу, что она заслуживала триумфа, въезжал на колеснице в Вечный Город, увенчанный лавровым венком, позади него всегда стоял раб, который время от времени наклонялся к уху триумфатора и говорил простую фразу: «Помни о смерти» — просто для того, чтобы тот не слишком возгордился.
Мрачновато? Возможно, но это именно та фраза, с которой я начинаю свой день. А если конкретнее, то каждое утро наливаю кофе в любимую кружку бронзового цвета, на которой четкими буквами напечатано «memento mori», что в переводе с латыни означает «Помни о смерти».
Зачем я это сделал? Для того, чтобы каждое утро у меня перед глазами было напоминание о том, что сегодняшние возможности будут доступны мне лишь сегодня, и лучше бы мне сделать все возможное, чтобы этот день не пропал зря.
Впервые на идею того, что нам не стоит забывать о собственной смертности, я натолкнулся во время чтения книги Тима Ферриса «Инструменты титанов». Книгой, которую автор рекомендовал прочесть после своей была «Препятствия — это путь» авторства Райана Холидея.
Именно поэтому, как прилежный читатель, я поставил книгу Холидея в очередь на прочтение. Несколько месяцев спустя я таки прочел «Препятствие на пути» и настолько ею впечатлился, что тут же порекомендовал ее всем друзьям. Всем без исключения.
Одним из основных принципов книги Холидея, основанной на философии стоиков, является именно «memento mori», фраза означающая, что стоит уделять свое внимание лишь действительно важным вещам, потому что жизнь скоротечна, и в конце ее нас ждет только смерть.
Как пишет об этом Холидей: «Если вдруг сегодняшний день окажется последним днем вашей жизни, вы наверняка решите не делать очень многое: не говорить на определенные темы, не тратить время на то, что перестало иметь для вас какое-то значение, и не выслушивать всякое дерьмо, которое вы не обязаны терпеть. С другой стороны, у вас непременно найдется множество дел, которые будут для вас действительно важны — что-то, способное оставить хотя бы небольшой, но след в умах окружающих, разговоры, которые вы постоянно откладывали «на потом», места, в которые вы всегда хотели сходить… Словом, все то, что вы сделаете в этот день, несмотря ни на что».
Впрочем, как Холидей, так и я пришли к выводу, что одних лишь абстрактных мыслей о том, что все конечно и все мы смертны, далеко не всегда оказывается достаточно для того, чтобы изменить нашу перспективу и помочь выбрать важное, отказавшись от неважного.
«Знаете, почему членам Общества анонимных алкоголиков выдают медали за трезвость?» — спросил Холидей у своих читателей, и тут же дал ответ: «Потому что они хотят, чтобы у них была возможность в любое время, образно выражаясь, засунуть руку в карман и взять подтверждение того, что вы долго и настойчиво работали над этим достижением».
Именно поэтому Холидей советует выгравировать фразу «memento mori» на чем-то, что будет регулярно оказываться у вас перед глазами или что вы сможете всегда держать при себе. Потому что просто думать о смерти — это одно, но вот если вы полезете в свой карман за смартфоном, а вместо него достанете оттуда брелок или жетон, который напомнит вам о том, что, возможно, тратить следующие пять минут вашей жизни на бессмысленное блуждание по социальным сетям — далеко не самая лучшая идея… О, это может оказать куда более сильное влияние на ваш разум.
Как бы зловеще это ни прозвучало, но Холидей дал мне понять, что «если бы вы внезапно узнали, что больны раком, то мгновенно стали бы куда более сосредоточенными и начали бы уделять куда больше внимание настоящему, а не прошлому или будущему. Но истина в том, что у вас действительно есть рак… Либо буквально, либо иносказательно, потому что всем нам уже вынесен смертельный диагноз в тот самый день, когда мы родились — различие лишь в том, что кому-то из нас осталось всего полгода, а кому-то еще лет так 60».
Именно поэтому предприниматели Тим Феррис и Гари Вайнерчук, режиссер Кейси Нейстат и музыкант Джей Шелли носят с собою монету с надписью «memento mori», а автор бестселлеров Эрик Баркер даже признался, что она стала для него «своего рода Полярной звездой».
Как однажды сказал один из величайших римских императоров Марк Аврелий, «Ты можешь покинуть этот мир в любой момент. Пусть это определяет то, что ты делаешь, говоришь и думаешь».
Автор: Peter Kozodoy