Когда мы говорим о пагубной зависимости, мы обычно думаем о каких-то веществах, вызывающих привыкание: алкоголе, кокаине, опиатах и так далее. Однако, как считает доктор Габор Мате, автор бестселлера «В царстве голодных призраков: Близкое знакомство с зависимостью», пристрастие может принимать и менее очевидные — и более терпимые обществом — формы, такие, как работа, накопление материальных благ и погоня за статусом.
Что касается самого Мате, причина его зависимости кроется в детской травме. Он говорит, что любая психологическая травма происходит внутри человека. Травма — это не какое-то конкретное событие, эпизод насилия или токсическая динамика в семье, скорее уж это потеря чего-то очень важного для вас, вроде внутреннего спокойствия, жизненной силы или стремления к большему.
Уж он-то об этом знает: Мате был совсем маленьким, когда нацистская Германия вторглась в Венгрию, и бегство его семьи из Будапешта оставило на его жизни то, что он сам считает неизгладимой печатью. В таких условиях мать попросту не могла постоянно быть тем заботливым, сочувствующим, добрым и внимательным человеком, в котором он нуждался, чтобы вырасти уверенным в себе и уравновешенным человеком.
«Когда мать несчастна, ребенок принимает это очень близко к сердцу, — объясняет Мате. — Если ты чувствуешь, что ты не нужен, ты пытаешься сделать себя нужным. А если ты хочешь, чтобы в тебе нуждались, ты отправляешься в медицинскую школу».
Именно это и сделал Мате в своем новом доме в Ванкувере, Канада. В итоге он более 20 лет занимался семейной медициной, и более 12 лет лечил наркоманов в самом мрачном и запущенном районе города Нижний Ист-Сайд. Позже он собрал истории о своей врачебной практике в книге «В царстве голодных призраков».
Медицинская практика, как он пишет, была для него идеальным способом доказать свою пользу и незаменимость. Очень и очень долгое время он просто не мог отказаться от работы — любой работы, лишь бы она была: «Наркотик желанности был слишком сильным, чтобы от него отказаться, и в любом случае я нуждался в постоянной занятости, чтобы прогонять с ее помощью тревожность, депрессию и дурные мысли».
И действительно, отсутствие работы портило ему настроение и вводило в замешательство. Он чувствовал себя «наркоманом во время ломки» и выходные, во время которых ему не нужно было работать, заставляли его испытывать чувство пустоты и раздражительность.
Но суть любой пагубной зависимости, включая трудоголизм, в том, что она ненасытна, что бы вы ни делали и как бы часто ни пытались ее подкармливать.
«Неважно, скольким пациентам помогал, я никак не мог избавиться от чувства, что им нужны лишь мои услуги, а вовсе не я сам, — говорит он. — Человек, пристрастившийся к успеху, нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости».
Как и любая проблематичная привычка, излишнее пристрастие к работе, подтверждению значимости со стороны, или успеху в целом является вполне ощутимой проблемой, с множеством факторов, которые их вызывают, и вариантами лечения. В «Голодных призраках» Мате проводит четкую черту между зависимым и настоящим чувством собственного достоинства.
Зависимое чувство собственного достоинства зависит от внешних факторов — чем сильнее люди ощущают пустоту внутри себя, тем больше они стремятся к тому, чтобы их хоть кто-то заметил, и тем более их жажда добиваться статуса в обществе.
Настоящее же чувство собственного достоинства «не нуждается ни в чем внешнем» — оно означает, что вы чувствуете себя достойной, цельной и уравновешенной личностью, несмотря на то, чего вы добились или не добились.
«Чувство собственного достоинства зависит от того, что тот или иной человек сознательно думает о себе, это самоуважение, проявляемое в его эмоциональной жизни и поведении», — говорит Мате. Взращивание своего чувства самоуважения может стать делом всей вашей жизни, и, скорее всего, потребует долгого и кропотливого процесса установления дружбы с самим собой — но оно того стоит.
Перевод статьи The Psychological Link Between Trauma And Work Addiction via Клубер