Эмпатия — это способность понимать, что чувствует другой человек, и сопереживать ему. Она может быть вашим билетом к более доверительному общению, и, в конечном итоге, успеху.
Долгое время эту способность считали врожденной и присущей лишь некоторым людям. Но автор исследования, проведенного в Гарварде, психиатр Хелен Рейсс считает, что эмпатия — это навык, которому можно научиться, и который можно развивать.
Рейсс разработала свою методику тренировки эмпатии, основываясь на исследованиях в области нейробиологии. Итак, вот те семь основных навыков, над которыми стоит поработать, чтобы найти общий язык с кем угодно:
- 1. Умение поддерживать контакт взглядов.
- 2. Умение распознавать эмоции по мимике лица.
- 3. Умение поддерживать во время разговора позу, вызывающую доверие.
- 4. Умение распознавать общий эмоциональный фон.
- 5. Умение распознавать информацию, которую передает тон голоса.
- 6. Умение слушать по-настоящему.
- 7. Умение правильно реагировать на собеседника.
1. Умение поддерживать контакт взглядов.
Всем известна пословица «Глаза — зеркало души», и она совершенно правдива. Рейсс рекомендует по возможности проводить важные встречи не по конференц-связи или с помощью мессенджеров, а лично, лицом к лицу. Это поможет вам уловить те невербальные нюансы, которые вы ни за что не смогли бы понять по речи собеседника.
Кроме того, при первой встрече с человеком посмотрите ему в глаза настолько внимательно, чтобы понять, какого они цвета.
«Эти дополнительные несколько секунд дают собеседнику понять, что вы действительно его видите», — объясняет Рейсс.
2. Умение распознавать эмоции по мимике лица.
В наш мозг и нервную систему жестко «зашито» автоматическое отзеркаливание выражений лица собеседников. И когда кто-то нам улыбается, то мы почти всегда улыбаемся ему в ответ. Мы это делаем автоматически.
А еще мы умеем распознавать разницу между фальшивой и настоящей улыбкой, говорящей о подлинном счастье. Лицевая мускулатура редко лжет — куда реже, чем слова.
Так что обращайте на это внимание, если хотите лучше понять, что чувствует ваш собеседник.
3. Умение поддерживать во время разговора позу, вызывающую доверие.
Во время разговора сидите прямо и ровно. Такая поза свидетельствует о «внутреннем ощущении счастья или уверенности в себе».
Со своими пациентами Рейсс всегда разговаривает сидя, повернувшись к человеку, слегка наклонившись вперед и стараясь сидеть так, чтобы ее голова была на уровне его глаз.
Читайте также: 9 фраз, которые умные люди никогда не используют в разговоре
4. Умение распознавать общий эмоциональный фон.
Это действительно очень важное умение. Всегда обращайте внимание на то, в каком эмоциональном состоянии находится ваш собеседник — возможно, он печален, раздражен, смущен или в приподнятом настроении? Вряд ли вы сможете найти общий язык, если не понимаете, в какой части эмоциональной шкалы он находится в настоящее время.
И, опять-таки, миллионы лет эволюции сделали нашу центральную нервную систему тонко настроенным инструментом, способным распознать даже самые слабые нюансы эмоциональной ауры другого человека. Даже если этот процесс и не проходит сознательно, он все равно работает.
Верьте своим инстинктам — зачастую они знают больше, чем доступно вашему сознанию.
5. Умение распознавать информацию, которую передает тон голоса.
Лингвисты используют термин «просодия» для обозначения темпа, ритма и тембра голоса человека. Как считает Рейсс, просодия «наполняет устное слово дополнительным эмоциональным смыслом, говорящим собеседнику куда больше, чем могло бы слово само по себе». То есть важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это говорите, как быстро и каким тоном.
Как правило, успокаивающий, размеренный тембр голоса способствует более быстрому установлению контакта и намного облегчает взаимодействие с другим человеком.
6. Умение слушать по-настоящему.
«Умение слушать эмпатически означает уделять полное внимание другому человеку, распознавать его эмоции и отвечать с сочувствием, без осуждения», — пишет Рейсс.
К примеру, старайтесь не разговаривать ни с кем, когда вы находитесь в «красной зоне». Когда во время ссоры эмоции накаляются до опасной температуры, сделайте шаг назад. Не прерывайте собеседника. Не пытайтесь отзеркалить его, доводя свои эмоции до точки кипения.
Вот увидите, если вы будете следовать этим правилам, то накал страстей в споре быстро пойдет на спад.
7. Умение правильно реагировать на собеседника.
Эмоции «заразны». Возможно, вы и не осознаете этого в полной мере, но ваше эмоциональное состояние оказывает прямое воздействие на окружающих.
«Наши нервные системы взаимодействуют на очень глубоком уровне, и ваши чувства в отношении других людей могут сказать очень многое относительно того, как они будут воспринимать ваши слова или поступки», — считает Рейсс.
Если вы злы, не уверены в себе, или, скажем, чего-то боитесь, эти эмоции непременно окажут воздействие на окружающих людей и значительно ухудшат общение.
Обращайте внимание на то, что вы чувствуете, потому что от этого зависит, что будут чувствовать в отношении вас окружающие.