В Каннах уже сворачивают красные ковровые дорожки, а я все не могу усадить себя за текст. Эмоции переполняют. Я мечтала попасть сюда с тех самых пор, как узнала о существовании кинофестиваля. И вот я здесь.
По набережной Круазет маршируют мужчины в черных смокингах и галстуках-бабочках, у Palais des Festivals (Дворца Фестивалей) днюет и ночует толпа синемафилов, повсюду расклеены афишы 71-го по счету фестиваля с целующимися Жан-Полем Бельмондо и Анной Кариной.
В городе царит атмосфера праздника, а я улыбаюсь каннскому солнышку и слегка щипаю себя за руку.
Кино вне политики
Каннский кинофестиваль начинался с протеста — как антипод Венецианского, который на тот момент служил вкусам администрации Гитлера.
Сегодня Каннский кинофестиваль — самое престижное мероприятие по меркам любителей авторского кино. Он совмещает в себе все лучшее: уровень проведения класса А, как у Венецианского фестиваля, свежий взгляд Роттердама, прогрессивность Берлинского и независимость Sundance.
Раньше на премьерные показы и просмотры официальной программы мог попасть лишь узкий круг лиц: пресса, друзья режиссеров-актеров-продюсеров и работники киноиндустрии. В этом году организаторы расширили границы. В рамках программы Trois jours a Cannes (Три дня в Каннах) молодые люди от 18 до 28 лет могли написать письмо с признанием в любви кино и отправить свою анкету. Из 170 тысяч заявок отобрали около тысячи. Среди счастливчиков оказалась и я.
Когда среди писем в моем почтовом ящике, которые я легким взмахом руки отправляла в корзину, появилось сообщение со словами Congratulations! от Festival de Cannes, я попросила свою подругу перечитать его вслух, потому что от шока забыла все английские слова махом. И следующие несколько дней в моей голове вертелась лишь одна мысль: “Мечты сбываются!”.
Я могла попасть туда год назад, но не вышло. И я уже было выбросила из головы эту затею. Но сработал закон Мёрфи.
Каннский кинофестиваль 2018: как это было на самом деле
Если в двух словах, это было волшебно. А если хотите подробностей, читайте дальше.
С чем у вас ассоциируется май? С длинными выходными, “грозой в начале мая” или цветущей сиренью? У меня со стильной афишей Каннского кинофестиваля, новыми картинами, которые будут вписаны в историю кино, и теплым загаром знаменитостей, шествующих по бархатно-красной дорожке.
Последнее — не главное, мой интерес сугубо кинематографический. Хотя, признаюсь, мысль увидеть любимых режиссеров и актеров, которые за время моего романа с кино уже стали родными, тоже грела мне душу.
Именно Каннский кинофестиваль открыл Джима Джармуша, принес всемирную славу Андрею Звягинцеву, подарил нам “Криминальное чтиво” и “Танцующую в темноте”, сделал классикой “Сладкую жизнь” Феллини, “Апокалипсис сегодня” Ф. Копполы и “Таксиста” Скорсезе. Большими друзьями фестиваля сегодня являются Стинг и Дэвид Линч. Жан Люк Годар же называет его “ярмаркой тщеславия”, а Ларс Фон Триер показывает всем средний палец, но тем не менее оба первым делом везут свои картины в Канны.
В рамках фестиваля я посмотрела ряд картин раньше, чем весь мир. Это одно из главных условий — картина должна быть снята не раньше, чем за год до начала фестиваля, и не засвечена в других конкурсах. К тому же многие фильмы никогда не доберутся до нашего проката и шанс увидеть их на большом экране (да еще и на языке оригинала) равен нулю. В этом году это были картины из Японии, Южной Кореи, Китая, Ирана, Египта и Польши.
Также можно посетить лекции знаменитых режиссеров и актеров. В этом году это были Кристофер Нолан, Джон Траволта, Гэри Олдман и Райан Куглер. Побывать в кинотеатре на пляже и познакомиться с людьми из разных уголков планеты, которые любят кино так же сильно, как и ты.
Даже не мечтайте купить билет на заинтересовавший вас фильм. Пройти на кинопоказы можно только по специальному бейджу, и то он не спасает вас от очереди. На каждый фильм и встречу выстраивается змейка из людей, которой кажется нет конца. На некоторые показы требуются отдельные приглашения, заказать которые можно в личном кабинете, впрочем, как и на церемонию закрытия, и забрать их нужно до определенного момента времени.
Что поделать — желающих прикоснуться к прекрасному не счесть.
Фильм, который навсегда со мной
Я не кинокритик, не профессионал, я просто очень сильно люблю кино и ориентируюсь исключительно на свои эмоции. Мне кажется, когда ты начинаешь в чем-то чересчур разбираться, то теряешь свежесть восприятия и навык удивляться.
Не знаю, почему, но интуиция подсказывала мне, что я хочу посмотреть именно этот фильм. В последний день фестиваля я простояла час под палящим солнцем в очереди, которая вообще не продвигалась. Фильм должен был начаться через десять минут и я уже потеряла всякую надежду. Но тут толпа начала продвигаться с бешеной скоростью, а я едва успевала вилять бедрами между турникетами. Когда нас проводили в зал и я плюхнулась в мягкое красное кресло, я спросила соседку, что за фильм мы будем смотреть, и она мне: Спайка Ли.
И вот когда на экране появилась официальная заставка кинофестиваля с красными ступеньками, ведущими в небеса, по моим щекам покатились слезы счастья. Такое со мной было впервые: фильм еще не начался, а я уже рыдала. Не могла поверить, что я здесь и это происходит со мной.
Кстати, Blackkklansman (Черный клановец) взял Гран-при и ознаменовал возвращение Ли в большое кино.
P.S. Признаюсь, что уезжать не хотелось. В этой толпе, говорящей исключительно о кино, я чувствовала себя, как дома. Финальной каплей моих слез счастья стала встреча с Кейт Бланшетт. Когда я увидела ее, председателя жюри, воплощение идеала женщины, не по годам прекрасную, бесподобную в “Манифесто” и “Меня там нет”, маму четырех сыновей, я снова расчувствовалась и осознала, что этот призрачный мир кино не где-то там за облаками, он здесь, рядом.
И я здесь.