Начните готовиться к детскому саду заранее
Подготовка к детскому саду начинается задолго до поступления – примерно за 2-3 месяца. Или раньше, когда вы уже получили путевку или решили отдать ребенка в частный сад.
Первая ступень подготовки – твердое решение, что ребенок пойдет в садик.
Вторая – непосредственная физическая подготовка малыша:
1. Самообслуживание
Научите ребенка простым навыкам самообслуживания – по возрасту.
Узнать, чему точно нужно научить ребенка, поможет эта таблица:
В любом случае, ребенок должен знать, что он умеет себя обслуживать: кормить, поить и просить о помощи – хотя бы посадить его на горшок (или вообще сказать о том, что он хочет в туалет).
2. Питание
Важно не просто научить ребенка управлять ложкой, собственным руками и попадать в рот, но познакомить его со взрослой пищей. Каким бы маленьким и беззащитным не был ребенок при поступлении в садик, важно научить его простым навыкам: жевать, пить из кружки, держать ложку и о чем-то попросить. Это для малышей, которые отправляются в сад в полтора-два года.
Вне зависимости от возраста: нужно приблизить домашнее меню к рациону детского сада и познакомить ребенка с продуктами:
- творожной запеканкой;
- первыми блюдами: супами – гороховым, куриным, овощным;
- вторыми: котлетами, рыбой, макаронами, картошкой;
- кашами – овсяной, манной, гречневой;
- хлебом – белым, батоном, булочкой;
- омлетом или вареными яйцами;
- сыром;
- компотом.
Обычно эти блюда преобладают в детсадовском меню. Хорошо, если ребенок попробует их до первого визита в группу. Не обязательно вводить в домашний рацион на постоянной основе, нужно периодически давать пробовать их ребенку.
3. Разлука
Первая разлука с мамой (папой, бабушкой или тем, кто большую часть времени проводит с ребенком) должна произойти еще до сада. Устройте несколько репетиций расставания – ненадолго, на 1-2 часа. Пускай ребенок узнает, что разлучаться – это нормально и естественно.
4. Сон
Приучите ребенка засыпать в кровати без укачивания или других манипуляций. Можно сделать так: уложить ребенка, накрыть одеялом, а края одеяла заправить под матрас – создать такой кокон, в котором ребенку было бы комфортно засыпать. В саду детей укладывают примерно так же.
Установите режим
Детский сад – это режимный объект. Это значит, что день в нем проходит по определенному расписанию.
В детском саду режим дня примерно такой:
- 08:00 — 09:00 – завтрак;
- 11:00 — 12:00 – прогулка;
- 12:30 — 13:00 – обед;
- 13:00 — 15:00 – сон;
- 15:30 — 16:00 – полдник;
- 17:00 – прогулка.
Он может незначительно отличаться – максимум на час в большую или меньшую сторону. Постарайтесь максимально приблизить свой режим к подобному – детсадовскому. Установление режима начинается с ранних подъемов – примерно в 07:00 — 08:00 утра. Старайтесь кушать, спать и гулять с ребенком примерно в одно и то же время. Хорошо, если вы сможете соблюдать одинаковый режим в будние, выходные и в праздничные дни.
Это поможет ребенку скорее и проще адаптироваться к новой «взрослой» жизни. Ему не придется привыкать к другому новому распорядку и испытывать дополнительное волнение, стресс по этому поводу.
Смысл всего этого – оградить ребенка от лишних переживаний по поводу всего нового: режима, еды, окружения, людей. Пусть новыми для него будут люди и обстановка. А режим, продукты останутся прежними.
Оставайтесь спокойным, когда уходите
Прежде, чем отдавать ребенка в детский сад, убедитесь, что приняли правильное решение. Это значит, что после не придется сомневаться, жалеть о своем решении и еще – постоянно жалеть ребенка. Дети хорошо чувствуют родительскую тревогу и сомнения. И мгновенно их перенимают.
В детском саду разлука – неминуема. Хорошо, если до поступления в садик вы уже расставались с ребенком хотя бы на несколько часов. Если нет, то обязательно вводите это в практику. Тогда ребенок узнает, что в недолгой разлуке нет ничего страшного, мама возвращается и бояться нечего.
Слезы, плач – то, чего тоже не избежать. Это нормальная реакция ребенка на расставание или нежелание что-то делать. Так он выражает чувства: эмоции, переживания и страхи. Скажите ребенку что-то вроде: «Я знаю, что ты расстроился и не хочешь, чтобы я уходила. Но…».
Мягко, но уверенно скажите, что вы идете на работу, а ребенок – в группу. Не сомневайтесь и не бойтесь, как ребенок будет там без вас. Он справится так же хорошо, как и вы.
Если ребенок плачет, кричит или капризничает, не ругайте его. Обнимите, похвалите, скажите, когда придете. Психологи говорят, что также важно принять эмоциональное состояние ребенка. Это значит, сказать о состоянии ребенка вслух и спросить, так ли это. Еще – ходить в садик нужно, чтобы учиться, играть, дружить (чем-то заниматься еще). Что там здорово. И пообещайте ребенку после сделать то, что он по-настоящему любит: погулять на площадке, почитать, пообниматься.
Создайте благоприятную атмосферу внутри семьи. Проводите больше времени дома – так ребенок чувствует себя защищенным. Откажитесь на время адаптации – на 1-2 месяца от кино и шумных торгово-развлекательных центров. Они возбуждают, раздражают нервную систему ребенка, а это пока ни к чему. Главный раздражитель сейчас – детский сад и новое окружение. Для начала нужно справиться с ними.
Прощайтесь с ребенком каждый раз, когда уходите
Как прощаться нельзя:
- отвлекать ребенка и резко исчезать, чтобы тот не увидел и не заплакал;
- обманом заводить в группу, оставлять и убегать;
- запихивать в группу и закрывать перед носом дверь;
- плакать вместе с ребенком и не отпускать его в группу;
- злиться на него;
- ругать за то, что он не хочет идти в группу.
Увеличивайте время пребывания в саду постепенно
То есть, приучайте ребенка оставаться в детском саду по чуть-чуть.
Время привыкания выглядит примерно так:
Если адаптация проходит ровно, то на дневной сон ребенок остается примерно через 2 недели. Воспитатель может попросить родителя прийти за ребенком до сна и подождать в раздевалке: он попытается уложить ребенка спать. Если не получится, то вернет малыша.
Примерно через 1-1,5 месяца ребенок остается в садике на целый день – до 5-6 часов вечера.
Эта таблица и рекомендации – не правила и не норма. Важно следить за настроением, здоровьем, самочувствием ребенка, чтобы понять, насколько комфортно ему в саду. Если пока не очень, лучше забирать ребенка пораньше – во время первой прогулки или после обеда – до сна.
Водите ребенка в сад постоянно
Чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, нужно водить его туда постоянно (каждый день в течение 2-3 месяцев). Не делайте исключений: из жалости, скуки или чего-то ещё. Лучше заберите ребенка из садика пораньше – через пару-тройку часов.
Важно дать понять ребенку, что ходить в садик постоянно – важно, нужно и обязательно. Также важно обеспечить ему благоприятную обстановку и приятный психологический климат – это задача воспитателей. Задача родителей – разговаривать с ребенком о садике: хватить воспитателей, рассказывать о них и спрашивать, как прошел день в группе.
Разговаривайте с ребенком
Спросите ребенка, как прошел его день в группе: что он кушал, какую поделку сделал или во что они с другими детьми играли. Даже, если ребенок не отвечает на вопросы прямо или ничего не рассказывает вообще, важно спросить его об этом.
— Ты сегодня рисовал?
— Да!
— Красками? … Кого ты нарисовал? … Тучку?
— …
— Ты сегодня занимался физкультурой: прыгал, как зайчик, бегал, как собачка, да?
Дети любят, когда о них говорят и хвалят. Расскажите домашним, соседям и друзьям, что малыш теперь совсем как взрослый – ходит в садик. Покажите, какой рисунок он нарисовал в группе и похвалите. Обсуждайте дома детский сад: говорите про хороших воспитателей, хорошую обстановку и новых друзей, которые появились у ребенка. Отзывайтесь при ребенке о садике только в хорошем контексте – это вызовет у ребенка доверие к воспитателям, детям и садику в целом.
А вот этого делать точно не стоит:
- грозить ребенку отдать его в детский сад – за то, что плохо себя ведет;
- ругать воспитателя – снова не досмотрел и не вовремя посадил ребенка на горшок;
- заставлять ребенка кушать, если у того пропал аппетит.
Во время адаптации бывает, что ребенок хуже / меньше ест – это нормально и пройдет.
Кстати, у адаптации есть признаки, которые могут показаться странными. Это:
1. Нарушение сна – ребенок может просыпаться или кричать по ночам.
2. Нарушение навыков самообслуживания – ребенок отказывается от горшка или забывает попроситься, обливается во время питья или еды, забывает слова, названия или чего-то ещё.
3. Повышение температуры к вечеру – до 37 градусов.
4. Прозрачные выделения из носа – сопли (главное, чтобы не зеленые).
5. Вредность – ребенок становится требовательным, реже соглашается или меняет свое поведение в худшую сторону.
В эти моменты важно больше уделять времени, сил и внимания ребенку – проводить с ним свободное время, разговаривать, обнимать и играть.
Дайте ребенку с собой игрушку или любимую вещь
Адаптация – это не страшно и не больно. Психологи говорят, что родители усугубляют это время: боятся и переживают больше, чем сам ребенок. И передают свой страх, переживания малышу, который так до конца и не понимает, чего и почему он боится.
Единственный страх любого ребенка – что родители за ним не придут: забудут, пропадут. Чтобы этого не произошло, всегда прощайтесь с ребенком и говорите, что вернетесь за ним. Скажите, что любите ребенка, и придете за ним сразу же после работы. Эти слова будут согревать ребенка целый день.