Чувство загнанности в замкнутый круг психологического и эмоционального насилия — одно из самых неприятных чувств. Оно влечет за собой страх, гнев, стыд, изоляцию и обиды, способные полностью лишить человека радости, уверенности в себе и эмоциональной стабильности.
Каждое уведомление на смартфоне может трансформироваться в триггер страха и тревожности. Даже периоды спокойствия и стабильности в итоге наполняются дурными предчувствиями, вызванные сверхбдительным ожиданием следующей встречи с ненавистным человеком.
Если вы такие же упрямые, как и я, то можете бесконечно размышлять об этом человеке, его отношении и вселенской несправедливости. В прошлом эта одержимость часто приводила к появлению чувства загнанности и беспомощности.
В прошлом у меня был руководитель, который намеренно давил на меня в психологическом плане: он пытался спровоцировать меня на поступки, за которые меня можно было бы уволить. Ему хотелось избавиться от «неудобного» сотрудника.
Он стал вести себя агрессивно, а его электронные письма были едкими, непрофессиональными и заведомо несвоевременными.
После очередного манипулятивного e-mail я пришла к психологу в ярости. Этот мужчина был главной причиной этих сеансов, а его поведение превратило мои визиты к психологу в способ выпустить пар. Закипая от гнева, я прочитала письмо доктору.
В ответ он задал мне простой вопрос: «Как ты думаешь, что он сейчас делает?»
«Наверное, попивает скотч на диване», — ответила я.
«Думает ли он о тебе?» — спросил психолог.
«Наверное, я это последнее, чем сейчас заняты его мысли», — был мой ответ.
«Тогда почему ты о нем думаешь?»
И в тот самый момент я все поняла. Я сама дала ему власть над моим эмоциональным состоянием. Конечно, он был моим боссом и относился ко мне ужасно. Но это я впустила его к себе в голову.
С чего бы мне, сильному и волевому человеку, так просто давать над собой власть тому, кого я презираю? Этого прозрения было достаточно, чтобы лишить босса его власти надо мной и вернуть ее себе.
Я перестала обращать на него внимание, и безразличие к его манипулятивным играм вызвало у него разочарование, ведь он потерял контроль. Я осознала, что мои эмоциональные реакции были всего лишь вопросом моего собственного выбора.
Я могла быть эмоционально уязвимой к его оскорбительному поведению или выбрать тактику уклонения от ударов. Его намерения и несправедливое отношение потеряли для меня свой вес. Я сосредоточилась на рабочем процессе, а не на его эмоциональном наполнении.
На все попытки босса манипулировать мной я отвечала небрежным равнодушием. Его жестокая власть испарилась, а всё более наглые попытки манипулирования привели к тому, что его уволили.
С тех пор эта мудрость помогала мне почти везде — от общения с «милыми» эмоциональными вампирами до отношений с нарушающими личные границы членами семьи. Надеюсь, вам она тоже пригодится.