Сколько бы мы не думали, что мы существа разумные, но это не так. Человек — существо эмоциональное. Мозг делает предположения и выводы, которые основаны на эмоциях, а не на логических фактах. Он выдаёт за свои идеи то, что навязали средства массовой информации или другие люди. Эти искажения, кажется, лежат на поверхности, но мозг скрывает намного больше информации, чем нам кажется. Такие ошибки называются когнитивные искажения.
Уже достаточно давно был подтверждён тот факт, что наши собственные воспоминания не являются надёжным источником информации. Память подвергается преобразованиям, в зависимости от восприятия картины мира, а существующие в ней пробелы могут быть заполнены событиями, которые не происходили на самом деле.
- Когнитивные искажения: Как мозг нас обманывает?
- 1. Плацебо
- 2. Кластеризация
- 3. Иллюзия истины
- 4. Ретроспективные искажения или ошибка хайндсайта
- 5. Размер выборки
- 6. Ошибка игрока
- 7. Феномен Баадера-Майнхоф
- 8. Искажение в восприятии сделанного выбора
- 9. Эвристика доступности
- 10. Склонность к подтверждение своей точки зрения
- 11. Эффект фрейминга
- 12. Проклятие знания
- 13. Эффект владения
Когнитивные искажения: Как мозг нас обманывает?
1. Плацебо
Самым известным когнитивным искажением можно назвать эффект плацебо. Это уверенность в том, что что-то воздействует на организм, так как обладает таким эффектом, хотя на деле не обладает таким эффектом. Этот феномен достаточно широко изучен и успешно применяется в медицине.
2. Кластеризация
Кластеризации — это склонность видеть закономерности там, где их на самом деле нет. Её можно увидеть на примере игроков в азартные игры, когда человек ставит, например, на чёрное, если до этого несколько раз выпадало чёрное. Или если в лотерее несколько тиражей подряд выпадает цифра 5, то в следующий раз большинство людей отметит именно её. Так же наличие «удачных» вещей является кластеризацией.
3. Иллюзия истины
Чем чаще мы что-то встречам или слышим, тем более истинным мы это воспринимаем. Это происходит, потому что узнаваемые образы ассоциируются с безопасностью. Этим приемом очень часто злоупотребляют СМИ.
4. Ретроспективные искажения или ошибка хайндсайта
Это склонность воспринимать прошедшие события, как очевидные и предсказуемые, хотя начальных данных для таких предсказания нет. Самый простой пример — это фраза: «Я так и знал…».
5. Размер выборки
Это искажение показывает, как люди не умеют обращаться со статистикой. Большинство людей не смотрит на то, какая выборка (количество участвующих) принимает участие. Статистика на маленьких выборках не работает так же, как на больших. Хотя люди склоны полагать, что одинаково.
6. Ошибка игрока
Если монета выпадала 5 раз орлом, то какова вероятность, что следующим выпадет решка? Как бы не казалось, что это более вероятно будет именно решка, но это не так. Шанс при каждом броске будет 50 на 50.
7. Феномен Баадера-Майнхоф
Феномен Баадера-Майнхоф, или иллюзия частотности — это когнитивное искажение, которое подразумевает, что информация, которая встречается вам ещё через некоторое время, то вам будет казаться, что она используется часто. Или по-другому, если вы узнаете что-то новое, то скоро вы начнете это периодически встречать. Замечали такое, когда захотели определенный предмет, то он сразу начинает появляться на каждом шагу? Это и есть феномен Баадера-Майнхоф.
8. Искажение в восприятии сделанного выбора
Это искажение, благодаря которому мы ищем плюсы своего выбора, уже после принятия решения, хотя решение может являться не самым эффективным.
9. Эвристика доступности
Это интуитивный процесс, в котором человек оценивает вероятность и частоту события по легкости, то есть которые легче вспомнить. Небольшой пример, чтобы проще понять суть искажения: Если задать вам вопрос «на сколько вы счастливы?» и, так как это сложный вопрос, на который тяжело ответить, то мозг ищет схожий, но более простой вопрос и отвечает на него. А точнее на вопрос «Какое у вас настроение?».
10. Склонность к подтверждение своей точки зрения
Это тенденция человека искать факты, которые подтверждают его точку зрения, и при этом отвергать те, которые отрицают. Именно поэтому так трудно переубедить другого человека.
11. Эффект фрейминга
Этот эффект говорит о том, что форма подачи информации влияет на ее восприятие. Самый простой пример: стакан на половину полон/пуст.
12. Проклятие знания
Это искажение создает огромные трудности при общении с людьми, которые менее информированные в теме разговора. Из-за того, что мы что-то знаем, у нас складывается ощущение, что об этом знают все. Именно поэтому очень трудно что-то объяснять не знающему человеку.
13. Эффект владения
Эффект завышения стоимости владения сразу после приобретения. Всё, что принадлежит нам кажется намного дороже, чем аналогичная вещь у другого человека.