У детей многих возрастов, будь то 3 класс, 2 класс, 1 или дошкольники, нередко возникают проблемы с работой с текстом, а ведь это очень важная часть обучения, основа основ. По большей части, это проблемы с пересказом текста. В таком случае перед родителями встает вопрос, как научить ребенка пересказывать текст грамотно и без ошибок. На первый взгляд задача простая, однако, имеет ряд нюансов.
Для начала нужно понимать, что может быть причиной проблем с пересказом у малышей. Психологи сходятся во мнении, что всему виной скудный словарный запас. В это понятие входит:
1. Чтение. Если ребенок мало читает или, что ещё хуже, вообще не читает, то ему будет гораздо тяжелее даваться пересказывания. Немудрено, ведь при чтении человек подсознательно совершенствует свой язык, что очень существенно для развивающегося организма. Поэтому очень важно приучать ребенка читать с малых лет.
2. Общение. Общение с родителями и сверстниками очень сильно увеличивает словарный запас ребенка. Обычные разговоры так несущественны для взрослых, однако имеют непомерно большое влияние на маленьких детей. Если же ребенок стесняется разговаривать со своими сверстниками, то нужно приложить все усилия, чтобы он смог войти в группу и нашел других детей с которыми смог бы вести беседы.
На проблемы с пересказом может повлиять невнимательность. Очень часто дети рассеяны и просто неспособны сосредоточиться на тексте, а поэтому в дальнейшем ощущают большие сложности.
Существует несколько действенных способов научить ребенка пересказывать прочитанное:
1. Разговаривать с ребенком в манере «вопрос-ответ». Такой подход предполагает, что ребенка будут спрашивать так, что невозможно будет дать односложный ответ или с фразой «расскажи как». Этот способ не даст мгновенного результата, однако с течением времени естественно он разовьет у чада способность строить последовательную речь, которая так необходима не только в пересказе, но и в дальнейшей жизни.
2. Никаких зубрежек. Ребенок должен понимать текст, а не просто его воспроизводить. Если малыш понимает смысл прочитанного, то он сможет пересказать, однако если он только зубрит, не вникая в смысл, то вредит самому себе, так как множество информации проходит неусвоенной.
3. Анализ текста. Анализ текста и выделение основных частей поможет ребенку пересказать прочитанное, так как по главным моментам ребенок сможет воспроизвести всю картину. Поэтому надо приучать ребенка понимать, вникать в смысл прочитанного или услышанного.
4. Выражения посредством мимики, жестов. Малышам гораздо проще запомнить информацию с помощью жестов и мимики. Опираясь на понятные и простые образы детям будет легче справиться с пересказом, однако этим способом пользоваться желательно с детьми младшего школьного и дошкольного возраста.
5. Учиться в форме игры. Дети гораздо лучше воспринимают информацию, когда играют, так как они расслаблены и знания откладываются на долгое время.
По стандартам Российского образования пересказать текст 1 класс должен на 50% от общего смысла, а пятиклассник – 100 процентов сюжета. Здесь речь идет именно о сюжете, что повышает ценность умения ребенка анализировать текст, вместо простой зубрежки.
Умение пересказывать прочитанное – это необходимый навык, который полезен для развития мышления и последовательной речи ребенка. Чтобы научить ребенка пересказывать текст от родителей не требуются титанические усилия. Нужно лишь проявить терпение и начинать готовить ребенка заранее. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, совершенствуя его словарный запас и навыки построения последовательной речи, связанной между собой. Учить ребенка анализировать текст и понимать его, а не просто заучивать наизусть. Эти простые действия позволят родителям помочь их чаду, а ребенку не испытывать проблем в школьной жизни. Придерживаясь этих простых правил родители могут научить своего малыша пересказывать прочитанное легко и просто.