Наверное, все мы видели подобное. Вашему коллеге, другу или родственнику приходит в голову идея, которая, как они уверяют, сработает просто на отлично. Они впихивают ее вам с такой уверенностью, что со временем вы сдаетесь и соглашаетесь. Но когда вы пытаетесь ее реализовать, то понимаете, что она не работает, да и не могла работать изначально.
И знаете, что? Вместо того, чтобы признать свою ошибку, они утверждают, что проблема не в идее, а в реализации. Те, кто пытался ее реализовать, сделали все не так. Они делали все без энтузиазма, а надо было с ним. Даже если вы, поддавшись на уговоры, сделаете все еще несколько раз (все с тем же печальным результатом), ваш друг или коллега все равно будет настаивать на том, что его подход единственно верный, а вы просто ничего не понимаете.
Как объясняет психолог Гай Винч, никто из нас не любит признавать, что он ошибается. Но большинство из нас все же способны это сделать (полностью или частично) хотя бы тогда, когда нам при всем желании не убедить себя и окружающих, что это не так. Мы можем сказать: «Мне казалось, эта идея была неплоха, но, похоже, я ошибался». Мы можем сказать: «Это была неплохая идея, и в других обстоятельствах она могла бы сработать — но не сейчас». Но мы не станем и дальше утверждать, что наша идея была проблеском гениальности в этом сером мире даже тогда, когда факты говорят об обратном.
Но есть люди, которые никогда, и ни за какие коврижки не признаются, что они ошиблись, или даже могли ошибиться, вместо этого настаивая на собственной гениальности. Они скорее будут с полной убежденностью утверждать, что их проект намеренно саботировали завистливые коллеги, чем признают, что были неправы изначально, и их идея просто-напросто не работает.
Люди, вещающие с такой уверенностью в голосе, могут казаться весьма убедительными. Зачастую ими восхищаются, или даже завидуют их несгибаемой уверенностью в себе. Они настолько убедительны, что часто мы соглашаемся с тем, что их идея определенно заслуживает еще одного шанса — ведь разве такой умный и уверенный в себе человек может ошибаться?
Проблема в том, что, как объясняет Винч, на самом деле они вовсе не уверены в себе. Скорее наоборот — они настолько не уверены в себе, что просто боятся признаться даже самим себе, что они могут ошибаться. Он пишет, что у некоторых людей «настолько хрупкое эго, настолько нежная самооценка, настолько слабое внутреннее равновесие», что даже сама идея того, что они могут ошибаться, является для них невыносимой. И чтобы не подпускать эту идею к себе и на пушечный выстрел, они совершают с собой нечто невероятное.
«Они подсознательно изменяют свое восприятие реальности, чтобы сделать ее менее угрожающей».
Как поступают действительно уверенные в себе люди.
Наблюдения Винча заставили меня понять, что верно и противоположное. Большинство по-настоящему уверенных людей всегда, с готовностью, и очень быстро признают свои ошибки. Взять к примеру хотя бы одного из основателей Apple Стива Джобса, который был одним из самых уверенных в себе людей на нашей планете. Однажды он сказал: «Порою, когда вы занимаетесь инновациями, вы делаете ошибки. Лучше побыстрее их признавать и переходить к улучшению ваших работающих идей».
Так он и поступал. Он без особых колебаний отказывался от продуктов и идей, которые определенно не работали. Пожалуй, самым примечательным был компьютер NeXT, на то время бывший действительно революционным во всех отношениях и поставлявшийся не в привычном корпусе, а в футуристично выглядящем корпусе в виде черного куба. Разработка этого куба и наполнение его лучшими из доступных компонентов и новейшими технологиями сделало NeXT весьма дорогим — его первая модель продавалась за кругленькую сумму в 10000.
Джобс планировал продавать его образовательным учреждениям, но цена отпугнула большинство потенциальных покупателей. Семь лет спустя, когда количество проданных рабочих станций не превысило 50000, Джобс признал свою ошибку и реорганизовал NeXT в компанию, занимающуюся исключительно программным обеспечением.
На следующий год компания NeXT впервые за все время своего существования закончила финансовый год с прибылью. Три года спустя Apple купила NeXT, причем одним из условий покупки было возвращение Джобса на руководящую должность в Apple. Многие из нынешних продуктов Apple, включая App Store и OSX основаны на программном обеспечении, разработанном в NeXT.
Но самым впечатляющим примером человека, обладающего достаточной уверенностью в себе и эмоциональным интеллектом, чтобы признать жуткую ошибку, для меня стал случай Дженнифер Томпсон. В молодости ее изнасиловали, и во время следствия она с уверенностью указала на мужчину по имени Рональд Коттон. Этот человек был признан виновным и отправился в тюрьму, где и провел следующие 11 лет.
Но в один прекрасный день в тюрьме появился другой мужчина. Его звали Бобби Пул, и он тоже отбывал срок за сексуальное насилие. Коттон с удивлением понял, что Пул очень похож на него самого — к тому же тот хвастался перед сокамерниками своими «победами». Он сообщил об этом руководству тюрьмы, те передали дело по инстанциям, и со временем им удалось доказать с помощью теста ДНК, что Коттон невиновен, и насильником в том преступлении 11-летней давности выступал именно тот, второй человек.
Когда Томпсон-Канино узнала об этом, она была просто в ужасе. Она нашла в себе достаточно смелости, чтобы отправиться к Коттону и лично перед ним извиниться. Со временем, как это ни удивительно, эти двое людей стали близкими друзьями и даже написали книгу о связавших их событиях. Теперь они часто ездят по США, читая лекции общественности и представителям органов охраны правопорядка о ненадежности показаний и памяти свидетелей.
Умение признавать свои ошибки свидетельствует о настоящей, неподдельной уверенности в себе.
Так что не поддавайтесь магнетизму людей, которые никогда не отступают и никогда не признают свои ошибки. Их поведение может показаться полной уверенностью в себе, но на самом деле это признак совершенно противоположного душевного состояния.
Перевод статьи Here’s How to Tell the Difference Between a Truly Confident Person and an Insecure One Who’s Bluffing via Клубер