Нам дается жить и проживать заново, с неизбежностью возвращаться во все – неладные, болезненные, уродливые ситуации нашего прошлого с тем, чтобы изнутри обретенной зрелости разрешить их, развязаться с ними, как развязывают узлы и отпускают на свободу.
Прошлое есть у каждого
Прошлое присутствует в нас двояким образом
1. Это могут быть события, которые с нами произошли, повлияли на нас, но потом утратили свое значение, растворились так же, как пища, которую мы едим: из нее строится наше тело, но мы перестаем ее замечать, как только она вошла в состав нашей плоти, нашей крови, наших мышц, нашей жизни.
2. Но прошлое также присутствует в нас в виде неразрешенных проблем, в снах, в ночных кошмарах, в воспоминаниях, во встречах того или другого рода или, в чужих историях, в которых мы неожиданно наталкиваемся на описание наших собственных обстоятельств и ужасаемся, что приходится пережить их заново.
Это то прошлое, которое не стало нашей плотью, оно скорее существует как непережитое, “непереваренное”, и поэтому чужеродное травматическое включение.
Что произойдет, если взглянуть ему в лицо и поставить перед собой вопрос:
«Тот ли я человек сейчас, который так поступил, или нет?»
Если я остался прежним, то это не прошлое, это – мое настоящее, и его необходимо изжить тем или другим образом.
В воспоминаниях нам удается проживать заново свое прошлое до тех пор, пока мы не разрешим все встающие проблемы. Пока мы не встретили ситуацию из прошлого лицом к лицу, пока не разрешили тот или иной вопрос, он будет настойчиво возвращаться в виде тревожащих воспоминаний, ночных кошмаров или образов.
Как проживать заново, как изживать то, что тревожит?
Антоний Сурожский пишет:
“…принять то, что прошлое так глубоко тревожит, как милость Божию. …”
Когда вспоминается какое-то событие, попробуйте вернуть себя в обстоятельства того времени и пережить это событие заново, но пережить на основании нового опыта, опыта прожитых лет. И затем поставить перед собой вопрос:
«Сделал(а) бы я сейчас то же самое, произнесл(а) бы те же слова, что пять, семь, сорок лет назад?»
И нужно ставить этот вопрос до тех пор, пока не сможешь сказать всем своим существом не только из страха, но на основании всего жизненного опыта, всей с годами приобретенной зрелости: нет, оказавшись в прежней ситуации, я бы так уже не поступил(а); всем умом и всем сердцем, всей волей и плотью отрекаюсь от этого, прежний(яя) «я» умер(ла).
Помнится, один человек пришел к священнику и сказал: «У меня такая проблема: много лет тому назад я поступил неладно.
Я могу рассказать о своем грехе или проступке, но каяться я не могу, не потому, что не признаю его за грех, а потому что у меня абсолютное ясное чувство: человек, который совершил его двадцать – двадцать пять лет назад – не я.
Я уже не тот человек, тот человек умер, я могу описать его действия, но не могу от своего лица принести за них покаяние, потому что я – не он».
Татьяна Егорова, по текстам Антония Сурожского
Иллюстрация — luandra.ru