Приходилось ли вам злиться по-настоящему? Если да, то к каким последствиям это приводило – плохим или хорошим?
Речь идет о гневе, вызванном несправедливостью, оскорблением или унижением. Имеется в виду тот тип злости, который вызывает у вас чувство беспомощности, бесполезности, жалости к себе и неспособность сосредоточиться.
Разве вам не хотелось бы уметь каким-то образом подавлять эту злость в момент ее зарождения, чтобы иметь возможность обдумать наиболее логический ответ на сложившуюся ситуацию? Что ж, способ есть, но он требует узнать всю правду о самом гневе. Хотя злость – это чувство, но оно напрямую зависит от ваших мыслей и придаваемого вами значения словам или действиям, которые вывели вас из себя.
Чтобы это доказать, психолог и доктор философских наук Джеффри Невид предлагает простой эксперимент: попробуйте заставить себя злиться целую минуту, не думая при этом абсолютно ни о чем. Конечно, вы можете мгновенно прийти в ярость, если сосредоточитесь на какой-то ужасной вещи, сказанной вашим партнером, или если вспомните о самодурстве вашего начальника. Но попробуйте не думать вообще ни о чем. Если вы не отличаетесь от большинства людей на планете, то, по словам Невида, просто не сможете разозлиться.
Это означает, что гнев всегда является продуктом наших мыслей. Но проблема в том, что мысли эти могут быть ошибочными.
К примеру, в 10 лет я пришел в неистовую ярость, когда во время ссоры мать назвала меня «больным на голову ребенком». По крайней мере, именно это я тогда услышал. Впоследствии оказалось, что на самом деле она сказала: «Я больная и устала».
Очевидно, что далеко не каждая вспышка гнева является результатом ослышки. Однако зачастую он вызван именно вашей интерпретацией услышанного и пониманием чужих слов или поведения, а не попытками понять, что на самом деле ваш собеседник чувствует или думает.
Учитывая сказанное, Невид предлагает свое минутное упражнение для управления гневом и восстановления внутреннего спокойствия.
1. Позвольте себе злиться.
Попытки переубедить себя, что вы не злитесь, когда в действительности это не так, не помогут справиться с гневом. Это разозлит вас еще больше, как и в случае с любой другой эмоцией, которую мы пытаемся отрицать или игнорировать. Поэтому не отрицайте и не игнорируйте свою злость. Признайте, что вы злитесь и, если это уместно, не скрывайте этого от окружающих.
2. Не позволяйте себе чувствовать собственное бессилие.
Замечали ли вы, что всегда ищете причину своей злости где-то снаружи? Люди и события выводят нас из себя, делая жертвами этой эмоции. Возьмите в качестве примера персонажа комиксов Брюса Беннера, который просит не злить его, иначе он превратится в Невероятного Халка.
Я вовсе не пытаюсь сказать, что ваш злость всегда является результатом вашего личного выбора. Как правило, злость действительно чем-то вызвана. Но, как показывает 60-секундный эксперимент Невида, злость неотделима от наших мыслей о том, что именно вызвало такие чувства, чем бы это ни было. Поэтому история, которую вы себе рассказываете о причинах вашей злости, может либо подлить еще больше масла в огонь, либо позволить ей постепенно утихнуть. Выбор за вами.
Читайте также: Превратите негативные эмоции в величайший источник силы
3. Используйте эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется как способность человека понимать и контролировать собственные эмоции, а также понимать и влиять на эмоции окружающих. ЭИ необходим для управления своим гневом, понимания и осознания своих чувств, а также для понимания и сострадания другим людям. Человек, который только что подрезал вас на дороге, мог просто спешить в больницу к умирающему близкому. А оскорбивший вас коллега мог даже не считать свой комментарий оскорбительным. Или же у него выдался плохой день, и тогда его поведение вполне объяснимо. Еще один вариант – вы принимаете все слишком близко к сердцу, хотя в действительности слова «злого» коллеги вовсе вас не касались.
Невид пишет: «Относясь к кому-то с состраданием (точное понимание чувств другого человека), вы одновременно подавляете в себе склонность отвечать на необоснованную злость такой же злостью с вашей стороны».
Если у вас это получается, то вы сможете решить конфликт еще до того, как он выйдет из-под контроля. Вы будете лучше понимать людей, которые выводят вас из себя. А они, в свою очередь, могут тоже начать лучше понимать вас.