Кто-то кричит вам в лицо. Или в сердцах что-то рассказывает, а вы не можете сказать ни слова. Или, может быть, собеседник так рыдает, что едва можно понять его речь.
Мы все были в такой ситуации. Они не случаются постоянно (слава богу), но мы все чувствуем себя беспомощными в таком положении. И из-за того, что подобное случается редко, мы так и не научились справляться со стрессовыми ситуациями.
Проблема в том, что подобные моменты часто имеют решающее значение, потому что они случаются с людьми, о которых мы заботимся.
Вот инструкция из пяти шагов, которая поможет вам справиться в стрессовой ситуации:
1. Вам нужно сохранять спокойствие
У вас уже есть один человек, который остро на все реагирует. Хуже будет, если два человека одновременно будут впадать в истерику. Поэтому, стоит успокоиться.
Психолог называет эмоциональную сторону нашего разума “мозгом динозавров”. Это сформировалось за миллионы лет эволюции, которое понимает только две функции «сражаться» или «убегать». К тому же, вы сможете помочь кому-то, только если будете спокойны.
2. Заботьтесь, как о ребенке
Нет, я не хочу быть снисходительным. Но и вы не будете пытаться вести себя рационально с кричащим ребенком. И вы бы не рассердились на них за крик. Вы просто отвергаете эту истерику и решаете основную проблему.
И суть в том, что взрослые ничем не отличаются.
3. “Пожалуйста, говори медленнее, я хочу помочь”
Медленная речь означает спокойствие, которое в свое очередь означает холодное мышление. Так как же заставить кого-то перестать кричать? На самом деле ваша естественная реакция — худшее, что вы можете предложить. Фразы вроде: “Прекратите кричать” не помогут, лучше скажите что-то вроде “Пожалуйста, говори медленнее, я хочу помочь”.
Это работает, потому что ломает шаблон в голове человека, который ждет от вас противостояния.
Почему это работает? Это ломает шаблон в их голове.
Они ждут, что вы будете противостоять им, но вы этого не сделаете. Вы просите их уточнить. Вы заинтересованы. Это заставляет их больше переходить из “мозга динозавров” и думать. И это хорошо.
4. Спросите: “Что бы вы нужно сделать?”
Успокили? Отлично. Следующее действие? Нужно заставить человека думать. Когда вы спросите, что вам нужно сделать, человек задумается, голова остынет и истерика остановится.
5. Не утверждайте. Спрашивайте.
Еще одна огромная, огромная ошибка, которую мы все делаем: объясняем. Не объясняйте. Зачем?
Человек будет интерпретировать ваши слова, как завуалированную форму борьбы. Ты знаешь почему? Потому что это завуалированная форма борьбы.
Вместо того, чтобы утверждать что-то, спрашивайте. Это называется техника активного слушания, которая работает.
6. Начните предложения с “Я хотел бы…”, а не “Ты бы…”
Теперь, когда человек, которого вы пытаетесь успокоить, мыслить рационально, прекратите обвинять. Люди в истерике чувствительны к этому и их обоснованная реакция будет — сбежать.
Поэтому, ведите переговоры, начните свое предложение с фразы “Я хотел бы”, пусть все, что вы говорите звучит, как пожелание.
7. Оставьте последнее слово за ним
Необходимо, чтобы последнее слово в разговоре, выглядело, как выход с марафона. Не позволяйте своего эго взять вверх и оставьте последнее слово за тем, кого вы успокаиваете.
Перевод статьи — How to Make Difficult Conversations Easy: 7 Steps From a Clinical Psychologist via Клубер