Нет двух людей, которые переживали бы горе одинаково. И нет ни одного правильного способа сделать это.
Видя, что кто-то переживает потерю, порой вы начинаете сопереживать ему, потому что знаете, каково это – оказаться в такой ситуации. Порой, когда боль какого-либо человека напоминает о вашей собственной, вы пытаетесь предложить помощь. Но иногда вы сердитесь и думаете: «Я тоже познал потерю, но нельзя так убиваться».
Вы правы, вы действительно вели себя иначе.
Но это не значит, что кто-то другой не имеет права реагировать так, как считает нужным.
Некоторые люди скорбят незаметно от других. Они заливаются слезами в своих машинах после работы. Всего лишь через несколько минут после того, как улыбались коллегам и желали им веселого вечера.
Некоторые люди скорбят открыто. Они пишут письма новым владельцам своего старого семейного дома. Они делятся фотографиями своих близких в интернете. Они общаются со своими братьями и сестрами, друзьями, группой поддержки.
Некоторые люди скорбят громко. Они озвучивают свою боль и выражают свои эмоции. Они выпускают наружу все накопившееся напряжение, всю ярость, все свое чувство опустошения от того, что никогда больше не увидят человека, которого любят больше жизни.
Некоторые люди скорбят продуктивно. Они строят планы, устраивают мероприятия, делают пожертвования в благотворительные организации. Они стараются не допустить того, чтобы их потеря стала концом их жизни.
Когда эти люди пересекаются, происходит одно из двух: либо они с сочувствием относятся к тому человеку, который переживает похожую потерю в жизни, узнавая в их скорби самого себя, либо косятся на него с осуждением. Они критикуют его, говоря, что нужно давать волю своим эмоциям, скорбеть тихо, скорбеть громко, продолжать помнить своего любимого человека… И это неправильно.
В том, как вы горюете, нет ничего плохого.
Просто это путь не для всех.
Помните об этом, когда вы делаете вид, что полностью контролируете ситуацию и что у вас есть дополнительный источник питания, который помогает выдерживать до конца рабочий день. Все остальные люди, попавшие в похожую ситуацию, вовсе не обязательно должны вести себя подобным образом.
Помните об этом, когда вам кажется, что человек, который не рассказывает всем о своей потере, вовсе не переживает внутри себя из-за нее. Помните об этом, когда вам кажется, что человек, проводящий сбор средств в память об одном из близких людей, просто «не может отпустить».
Каждый человек привыкает к чувству потери по-своему.
Каждый сам определяет, что ему помогает, а что нет, и как лучше всего исцелиться и продолжать жить своей жизнью.
У некоторых этот процесс занимает больше времени, чем у других.
Некоторым людям может понадобиться дополнительная поддержка со стороны.
Другим необходима тишина или время.
Нет правильного способа оплакивать утрату кого-то или чего-то, что имело для вас большее значение, чем сама жизнь. Но зато неправильно осуждать кого-то другого за то, как он переживает, для того, чтобы заставить его чувствовать себя еще хуже, чем сейчас.
Пожалуйста, помните – нам всем приходится искать способ двигаться вперед после пережитых потерь. Нам всем приходится иметь дело с разрушительными последствиями хрупкости человеческой жизни.
Мы все проигрываем, мы все скорбим.
У всех нас есть истории, которые мы не рассказываем.
Помните об этом и знайте, что скорбеть – значит почитать, помнить, освобождаться и двигаться дальше. Как бы долго это ни продолжалось и каким бы образом ни происходило.
У каждого из нас собственный опыт, и мы не имеем право решать, как другим людям вести себя в тяжелых жизненных ситуациях.
Наше дело лишь – слушать, сохранять их личное пространство, не переходить за границы, позволять им находить свою дорогу. А когда настанет наш день скорби, найти в себе силы так же отыскать свой путь.