Мы все в глубине души уверены в том, что знаем лучше как и что нужно делать, и несовершенства окружающих нас людей для нас очевидны.
Однако кто-то находит в себе силы сдерживаться, и критиковать этих окружающих конструктивно, а кто-то рубит с плеча и постоянным недовольством разрушает постепенно свои отношения.
Конструктивная критика
О том, что критика может быть конструктивной и неконструктивной, как и правильной реакции на критику со стороны других людей мы уже писали вот в этом посте, а сегодня предлагаем поговорить о том, как критиковать других людей.
Правильно критиковать – это намного сложнее, чем кажется. Если вы отдаете себе отчет в том, что ваше желание критиковать не связано с желанием показать свою власть, или с желанием самоутвердиться за счет другого человека, если вы искренне хотите помочь своему любимому стать в чем-то лучше, то важно найти правильную форму.
Эта форма должна не только помочь вам донести вашу мысль и привлечь внимание собеседника к его, чего уж там, слабым сторонам, но и мотивировать его на перемены – ведь ваша цель заключается не в том, чтобы доказать что он неправ, а в том, чтобы изменить положение вещей.
И чтобы этого добиться, вам стоит помнить о важных принципах конструктивной критики.
НАЧИНАЙТЕ С ПОЗИТИВА
Избегайте конфликтогенов (фраз, выражений и интонаций, которые моментально переводят беседу в конфликт) в самом начале диалога. Фразы вроде «ну сколько можно, я тебе уже миллион раз говорила!» или тяжеловесное «нам нужно серьезно поговорить» сразу дают негативный настрой.
Нет ничего лучше для начала серьезного разговора, чем… шутка: собеседник расслабляется и готов воспринимать информацию, не закрываясь от вас щитом.
ФОКУСИРУЙТЕСЬ НА РЕШЕНИИ, А НЕ НА ОШИБКАХ
Не нужно тратить усилия и время на описание того, в чем именно ваш собеседник неправ, лучше сосредоточиться на том, каких перемен вы хотите достичь.
Если вас бесит неаккуратность партнера, то не стоит ходить за ним назойливой мухой и перечислять снова и снова где и что он бросил/не убрал за собой. Позовите его в ванную и покажите, как просто вымыть раковину с новым супер-средством, которое вы купили, или предложите выбрать вместе смешную корзину для белья, в которую он будет складывать вечером свои вещи, или обсудите возможность найма приходящей уборщицы.
В конце концов, большинство конфликтов, которые медленно отравляют отношения, случаются из-за ерунды, и 90% причин ссор можно легко устранить просто сосредоточившись на поиске решения, которое устроит обоих.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ К КОМПРОМИССАМ
Если ваша мотивация лежит в желании перемен, а не в стремлении доказать свою правоту, то вам будет несложно соглашаться на ответные предложения. Будьте готовы в чем-то уступить, ведь компромисс – это единственный вариант, при котором выигрывают обе стороны.
Если вы начинаете диалог с твердой уверенностью в том, что вы на 100% правы, и ваш собеседник должен делать так, как вы считаете правильным, то этот диалог очень быстро снова скатится к ссоре. Помните о том, что вы хотите перемен, а не просто очередной ссоры из-за ерунды.
НЕ КРИТИКУЙТЕ СЛИШКОМ ЧАСТО
Если вы испытываете постоянное желание рассказывать своему любимому в чем именно он неправ, то у вас серьезная проблема. Либо в отношениях (накопилось слишком много претензий), либо в вашем восприятии другого человека.
Конструктивная критика не может быть постоянной, так что если вы замечаете, что желание критиковать вас не отпускает, то копайте глубже и разбирайтесь с причинами. Возможно, дело не в том, что ваш партнер что-то все время делает не так, а в том, что ваши отношения переживают глубокий кризис, разбираться с которым нужно отдельно.