Неудобно, старомодно, долго: в чем тогда пленочные фото выигрывают у цифровых?

Неудобно, старомодно, долго: в чем тогда пленочные фото выигрывают у цифровых?

 

В мире хайпа и вещизма даже классика становится декорацией к современной жизни, теряя свой истинную сущность.

“Я тут на барахолке полароид нашёл, это ж тема”, “отжал у деда Зенит, пошли сфоткаешь меня типа я крутой фотограф” – примерно так выглядит отношение молодёжи к творческому инструменту прошлого.

Мир прогрессивных технологий диктует свои правила, новые форматы вытесняют старые. Можно ли сравнивать цифровое и плёночное фото? Предлагаю разобраться в этом вопросе.

Преимущества пленки — не миф ли это

Плёночная фотография давно ушла в прошлое: найти сегодня хороший фотоаппарат, плёнку и реактивы для проявки – сложный квест.

По удобству в процессе съёмки, настройки и обработки кадров цифровые технологии далеко впереди. Что же находят в работе с плёнкой олдфаги, кроме привычного процесса проявки и атмосферности?

Даже этих преимуществ сегодня трудно добиться из-за раритетности техники и полного её ухода с рынка.

Всё обновилось – никто больше не печатает фото на бумаге, в большинстве случаев базовые снимки прорисовывают вторично в редакторах, чтобы добиться желаемых эффектов.

Напрашивается вывод, что искусство фотографии полностью поменяло своё направление, и прежние фотографы владели совершенно другим набором навыков работы со снимками, а возможно, и другим творческим видением результата.

Поэтому сравнивать цифровую и плёночную фотографию как вид искусства с их процессом и продуктом всё-таки нельзя.

Но я все же попытаюсь. Сначала о преимуществах цифры.

Любителям «ламповой» техники – реальные преимущества цифры

Главные преимущества цифровой техники очевидны и бесспорны:

  • Съёмка в моменте. Быстрый щелчок позволяет зафиксировать каждый интересующий миг.
  • Оценка в реальном времени. Готовые кадры можно просматривать на дисплее сразу же, и в зависимости от получаемых результатов выстраивать технические параметры съёмки.
  • Невероятная детализация. Качественная цифра даёт обширное разрешение, позволяя отобразить максимум мелочей в кадре и после обработать их.
  • Неограниченный резерв памяти. Пока плёнка дарит фотографу 36 “неожиданных” кадров, на цифровую камеру можно заснять целые цепочки вариантов на выбор. На кибер-носителях можно хранить огромные пласты данных и передавать их почти мгновенно на другие устройства.
  • Широкий диапазон цветопередачи насыщает кадры, чего невозможно было добиться раньше на старых плёночных образцах.

А теперь рассмотрим в чём минусы современной техники и неизменные преимущества плёнок.

Специфичные места, где пленка все-таки лучше

Плёнка всегда лучше работает со светом, передавая максимум полутонов и контрастов в чёрно-белом спектре. Поэтому съёмка пейзажей на фоне облачного неба, морского горизонта, полей всегда живее смотрятся на старых добрых “мотках”.

Кроме того, плёнка – это лучшее решение для портретной съёмки, где необходимо выверить светотень, убрать все лишние детали (без всякого фотошопа) – например, поры, сосудистый рисунок на коже.

Плёнка передаёт главное – психологию, а не бездушный оттиск каждой мелочи.

То же касается изображений сложной архитектуры. Только плёнка тонко передаёт объёмы, рельефы и монументальность строений, не искажая перспективы и экспозиции.

Тёплый мир и своя история в каждом кадре.

И наконец – реальные преимущества пленки

Главное преимущество плёночной съёмки – динамический диапазон. Только новейшие дорогие цифро-камеры включают 16 ступеней отображения теневых различий.

Простые пиксельные фотоаппараты (например, в мобильных телефонах) засвечивают небо, не выделяя облаков, превращают в одну большую тень заросли деревьев.

В плёночных камерах этот показатель почти равен человеческому зрительному восприятию, поэтому с вопросом экспозиции проблем не возникает.

Плёночные фото цельные, похожи на картину.

Второй важный плюс – относительная схема цветопередачи. Это значит, что плёнка настроена таким образом, чтобы запечатлевать яркость цветовых отношений и эффектность композиции.

Даже на неоткалиброванном экране с искажением оригинальных оттенков плёночные фотографии выглядят привлекательными и сочными, тогда как цифровые просто меркнут и теряют свой лоск.

Третий фактор – уникальная атмосфера, создаваемая разными плёнками. В цифровом мире этому соответствует применение характерных фильтров. Но ничто не заменит уютный ретро-эффект, создаваемый с помощью плёнки.

Кадры на классическую аппаратуру выглядят солидно, профессионально и полнотело, в отличие от “вылизанных” и прорисованных чуть ли не с нуля кибер-шотов.

Вывод из всего вышесказанного предлагаю такой: не нужно сравнивать 2 совершенно разных творческих инструмента. Используйте оба с умом и с душой или выберите тот, работа с которым приносит больше удовольствия.

А вам нравится эффект плёнки или привычнее работать в цифре?

 
Копилка советов