Сложно перейти от несознательной деятельности к осознанности. Для начала можно начать сознательно действовать, наблюдать свои мысли и происходящее. Еще иметь свой центр, Я, но существовать сознательно каждый миг. Осознанность же состояние крайне отличное от нашего привычного…
Есть огромная разница между осознанностью и свидетельствованием. Свидетельствование – это действие; ты его выполняешь; там присутствует эго (Я). Поэтому феномен свидетельствования разделен между объектом и субъектом. Свидетельствование – это связь между субъектом и объектом.
Осознанность абсолютно лишена какой-либо объективности или субъективности. Нет никого, кто бы свидетельствовал в осознанности; нет никого, кого бы свидетельствовали. Осознанность – это тотальное действие, всеобъемлющее; в нем нет ни объекта, ни субъекта, они растворяются. Поэтому осознанность не означает, что кто-то осознает, или, что что-то осознается.
Осознанность тотальна – тотальная субъективность и тотальная объективность, как единое явление – в то время как в свидетельствовании существует дуальность между объектом и субъектом. Осознанность – это не-делание; свидетельствование предполагает исполнителя. Но через свидетельствование возможна и осознанность, потому что свидетельствование означает сознательное действие; это действие, но сознательное. Ты можешь что-то делать и быть несознательным – наша обычная деятельность – это несознательная деятельность, но если ты становишься сознательным в том, что ты делаешь, то это становиться свидетельствованием. Поэтому между обыкновенной несознательностью и осознанностью есть промежуток, который нужно заполнить свидетельствованием.
Свидетельствование – это техника, метод, помогающий быть осознанным. Это еще не осознанность, но по сравнению с обычной деятельностью, несознательной деятельностью, это большой шаг вперед. Что-то изменилось; деятельность стала сознательной, несознательность заменилась сознательностью. Но есть еще что-то, что нужно изменить. Это – деятельность должна быть заменена не-деятельностью. И это будет второй шаг.
Трудно перейти от обыкновенного несознательного действия к осознанности. Это возможно, но трудно, поэтому полезно сначала сделать еще один шаг между ними. Если начать со свидетельствования сознательной деятельности, тогда переход станет более легким – переход к осознанности без каких-либо сознательных объектов, без каких-либо сознательных субъектов, без какой-либо сознательной деятельности вообще. Это не означает, что осознанность не сознательна, она сама сознательность, только в ней нет того, кто осознает это.
Вот еще несколько отличий между сознательностью и осознанностью. Сознательность – это качество твоего ума, но это не весь твой ум. Ум может быть сознательным и бессознательным; но когда ты выходишь за пределы своего ума, то нет ни несознательности, ни, соответственно, сознательности.
Есть осознанность. Осознанность означает, что весь твой ум стал осознанным. Теперь нет старого ума, а есть качество пребывания в осознанности. Осознанность становится тотальностью; а сам ум частью осознанности. Мы не можем сказать, что ум осознанный, мы можем только подразумевать, что ум сознателен.
Осознанность означает трансцендирование ума, т.е. осознаем мы не умом. Только через трансцендирование ума, выходя за его пределы, осознанность становиться возможной.
Сознательность – это качество ума, осознанность – это выход за пределы ума. Ум как таковой дуален, поэтому сознательность никогда не может выйти за пределы дуальности. Она всегда что-то сознает, и всегда есть кто-то, кто сознает. Поэтому сознательность – это неотъемлемая часть ума, а ум — это источник дуальности, всех делений – будь то между субъектом и объектом, деятельностью или не-деятельностью, сознательностью или несознательностью. Любой вид дуальности идет от ума. Осознанность не дуальна, поэтому осознанность означает состояние вне ума.
Теперь какая связь между сознательностью и свидетельствованием? Свидетельствование – это состояние, сознательность это то, с помощью чего мы движемся к свидетельствованию. Если ты начнешь быть сознательным, ты достигнешь свидетельствования. Если ты начнешь быть сознательным в каждом поступке, в своей повседневной жизни, во всем, что тебя окружает, то ты начнешь свидетельствовать.
Свидетельствование приходит как результат сознательности. Ты не можешь практиковать свидетельствование, ты можешь только практиковать сознательность. Свидетельствование приходит как результат, как тень, как последствие, как побочный продукт. Чем больше ты становишься сознательным, тем глубже ты входишь в свидетельствование, тем больше ты подходишь к тому, чтобы быть свидетелем.
Таким образом, сознательность – это метод достижения свидетельствования. А второй шаг, для которого свидетельствование в свою очередь становиться методом, – это достижение осознанности.
Итак, всего три шага: сознательность, свидетельствование, осознанность. Но то, где мы находимся, — это самая низкая ступенька: в несознательной деятельности. Несознательная деятельность – это состояние наших умов. С помощью сознательности мы можем достичь свидетельствования, а с помощью свидетельствования мы можем достичь осознанности, а с помощью осознанности мы можем достичь «не достижения». С помощью осознанности ты можешь достичь все, что уже достигнуто. После осознанности больше ничего нет; осознанность – это конец.
Осознанность – это конец духовного роста. В осознанности ты теряешь свидетеля, и остается только свидетельствование: ты теряешь исполнителя, ты теряешь субъективность, ты теряешь эгоцентричную сознательность. Потом сознательность остается, но без эго. Периферия остается без центра.
Эта периферия без центра и есть осознанность. Сознательность без центра, без источника, без мотивирования, без источника, из которого она идет – «сознательность без источника» — это осознанность.
Итак, ты движешься от неосознанного существования, что есть в основе своей материя, пракрити, к осознанности. Ты можешь называть это божественным, священным, или как захочешь. Разница между материальной первопричиной и божественным всегда в сознательности.