Представьте, что вы находитесь в комнате в окружении незнакомых людей, и вам нельзя разговаривать. Вам нельзя общаться с соседом по столу, а потому есть нужно в полной тишине. Запрещено даже попросить передать вам масло, спросить имя другого человека и поинтересоваться причинами своего пребывания в этой комнате.
Именно через это пришлось пройти моей подруге, когда она решила посетить «тихий приют», где должна была провести целых два дня, не общаясь абсолютно ни с кем.
Сначала это показалось мне довольно странным способом провести выходные, на что подруга возразила: «Когда ты отказываешься от разговоров, то тем самым перестаешь думать о том, что тебе нужно сказать, или какое впечатление ты производишь на другого человека. Молчание освобождает, даря возможность наблюдать за окружающими и миром вокруг, не вмешивая сюда свое эго. Мы живем в обществе, которое боится тишины. Нам кажется, что любая пауза во время разговора это пустота, которую обязательно необходимо чем-то заполнить».
Тогда я восприняла ее слова скептически. Но после организации несколько недель спустя званого обеда, я поняла, что она во многом была права. За столом присутствовали восемь человек, поэтому разговор получился довольно оживленным. Но стоило возникнуть даже малейшему намеку на молчание, как кто-то обязательно подхватывал тему, пытаясь спасти положение.
Иногда собеседник просто выдерживал паузу, чтобы собраться с мыслями, но он не успевал перевести дыхание и продолжить свою историю, потому что разговор перехватывался кем-то другим, кто использовал возникнувший момент тишины для того, чтобы направить его в другое русло.
Однажды на одном из заседаний дискуссионного клуба наш руководитель выступил с кратким монологом, а затем задал нам тему для обсуждения. На то, чтобы понять вопрос и сформулировать ответ, потребовалось около минуты, но эти несколько секунд тишины явно заставили инструктора понервничать. Не дожидаясь ответа аудитории, он сказал: «Полагаю, вам нечего сказать по данному вопросу. Давайте пойдем дальше». Так продолжалось почти полчаса, пока кто-то, наконец, не выдержал: «Подождите! Вы даже не даете нам подумать!».
Я поняла, что лучшими руководителями дискуссий являются те, кто не боится тишины. Они задают вопросы, а затем просто ждут. Никто не может дать ответ сразу. Да, люди могут начать нервно двигаться в своих креслах или осматривать аудиторию в поисках того, кто заговорит первым.
Но если преподаватель выдержит такое социальное напряжение, то кто-то обязательно начнет говорить, положив начало интересной дискуссии.
Почему мы так боимся тишины? Почему так отчаянно пытаемся заполнить чем-то промежутки в разговоре целым потоком слов? Мне кажется, что причина скрывается в нашем страхе показаться глупым или скучным собеседником. Если наступает пауза, во время которой человек собирается с мыслями и пытается осмыслить услышанное, мы сразу думаем, что ему просто нечего сказать.
И это продолжительное молчание, во время которого у собеседника мог появиться осмысленный ответ, наполняется бессмысленной болтовней, вызванной желанием ответить что попало.
Доктор философии Марти Немко пишет: «Люди недооценивают силу молчания во время разговора».
Сколько раз, слушая другого человека, вы ловили себя на мысли о том, что думаете только о своей следующей реплике?
Мы теряем способность по-настоящему слушать, потому что верим в необходимость заполнять любые «пробелы» остроумными репликами.
В моей семье всегда приветствовались экстраверты. На каждом семейном празднике, когда все тетушки, дядюшки и двоюродные братья и сестры собирались за одним столом, каждый боролся за то, чтобы высказаться.
Родственники жаждали увидеть, от кого прозвучит самая остроумная, самая ужасная или самая занимательная история. Но один из моих дядюшек никогда не принимал участия в этом разговорном хаосе. Он слушал с заинтересованной улыбкой, смеялся, когда это было уместно, но сам ничего не рассказывал. А когда кто-нибудь задавал ему личный вопрос, он старался уклониться от прямого ответа.
В итоге всем нам он начал казаться человеком-загадкой. В семейном кругу даже поползли слухи о том, что наш дядя был шпионом или работал агентом ЦРУ, хотя на самом деле, конечно, это было неправдой.
Помню свою первое свидание в подростковом возрасте. Я так боялась наступления неловкого молчания, что составила на бумаге целый список тем для разговоров, и спрятала его себе в сумочку. В случае наступления такой паузы я планировала просто перейти к следующей теме в моем списке.
Люди избегают молчания не только во время разговоров, но и времяпрепровождения наедине с собой. Одна из моих подруг говорит, что ее муж оставляет включенным телевизор на всю ночь, потому что не может уснуть в полной тишине. Быть может, мы и не впадаем в такие крайности, но как часто мы оставляем включенными телевизор или радио, только чтобы «на фоне» что-то играло? Мы боимся скуки и уединения со своими мыслями.
Тишина – вот чего нам хочется избежать во что бы то ни стало.
Но не все люди негативно относятся к тишине. Доктор философии Брюс Дэвис пишет: «Первые христиане и иудеи ушли в пустыню. Буддисты и индусы заняли пещеры и горные вершины. А философы и великие мыслители облюбовали подвалы, лаборатории и скрытые сады».
Медитация и молитвы позволяют нам сбавить темп жизни и сосредоточиться. С их помощью мы можем установить связь со своими внутренними эмоциями и глубокими мыслями, которые зачастую теряются в мире звуков и множества дел. Стоит нам позволить тишине проникнуть в наши жизни, как хаос и требования, заставляющие мозг кружиться и метаться от одной вещи к другой, постепенно отступают.
В Библии тоже можно найти слова, сказанные в пользу тишины. Например, притча 17, стих 28 в Книге Притчей Соломоновых гласит: «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным».
Неверное, все мы слышали фразу о том, что молчание – золото. Моя подруга, посетившая «тихий приют», сказала: «Понаблюдав за человеком, о нем можно многое сказать. Иногда ему даже не нужно произносить слова, потому что его улыбка и слова говорят намного громче любых слов».
Быть может, если мы перестанем бояться уединения со своими мыслями и того, что могут подумать о нас другие люди, то сможем научиться воспринимать тишину как редкую возможность достигнуть тех внутренних глубин, которые спрятаны под всем этим шумом и делами.
Замечая все духовные порывы и идеи, которые буквально пронизывают спокойствие тишины, мы тем самым учимся ценить внутренний мир, усиливающий нашу удовлетворенность жизнью во внешнем мире.
Вместо того, чтобы бояться тишины и молчания, нужно использовать их в целях обретения силы и мудрости.
Перевод статьи — Why Are We Afraid of Silence? via Клубер