Каждый русский пытается переть против системы! Знакомая рассказала случай, как попала в туре по Европе в одну группу с “фотографом”.
Во многих музеях запрещали съёмку, а настырный мужик доставал из-под полы камеру каждый раз, как только отворачивалась охрана.
В результате в паре мест его выводили под руки, чуть ориентировку по другим галереям не разослали. Вот и стало мне любопытно изучить вопрос подробнее: почему же запрещают снимать шедевры.
Почему запрещена съемка в Лувре
На самом деле съёмка в современном Лувре не запрещается в большинстве залов. Посетителей только просят не использовать вспышку. Причины ограничений связаны не только с вредным воздействием на экспонаты, но и с банальной коммерцией.
Если съёмка запрещена в залах со старинной утварью, оружием или моделями, проблема скорее всего не в ценности предметов искусства, а в следующем:
- Постоянные вспышки мешают охранникам следить за порядком, засвечивают камеры безопасности.
- С другой стороны – отвлекают других посетителей от изучения прекрасного, что является неуважением к чужому опыту.
- Есть мнение, что представители музея хотят сохранить своё исключительно право на владение экспозицией. Ведь если все видели знаменитые картины в интернете – резко падает число мечтающих попасть в Лувр и другие галереи. Также музей продаёт готовые каталоги своих коллекций и не хочет терять доход.
Каждый из приведённых аргументов кажется вполне естественным и имеет право на существование. Теперь поговорим о главной причине запрета съемки – вспышке.
Как это портит картины
Кроме “социально-экономических” доводов есть и ещё один, весьма объективный. Оказалось, что вспышка фотокамер портит состояние картин и статуй.
Известно, как солнечные лучи воздействуют на краску: она выцветает и рассыхается. Поэтому, если держать картины под ультрафиолетом, они превратятся в блёклую пыль.
Особенно учитывая, что раньше использовалась не синтетическая, а натуральная краска, и без того обладающая не очень яркими оттенками.
Спектр света фотовспышки очень близок к спектру света солнца. Таким образом, вспышка тоже будет наносить вред картинам. Как же это происходит?
Более подробное описание процесса
В камерах и фотографических осветительных приборах используют ксеноновые лампы. Другая область их применения – искусственное состаривание предметов искусства.
Кто, как не художники и эксперты в области арт-мастерства, знает о вреде фотовспышки для старинных материалов.
Под воздействием вспышек может меняться цветовая гамма-полотна. Может дойти даже до структурных изменений поверхности.
Представьте, что проходимость Лувра и других музеев – несколько миллионов человек в год. Если каждый будет применять вспышку – все картины померкнут за год-другой.
Охрана мирового культурного наследия не может допустить такого варварского отношения к ценным предметам искусства.
Как же все-таки их снимают
Создание фотографий мировых шедевров включает несколько сложностей и представляет собой своего рода искусство. Ведь важно передать не только графику художника, но и цельную атмосферу: фактуру мазков, точный цвет.
Для грамотной съёмки нужно соблюсти несколько важных условий:
- установить камеру на штатив напротив центра картины;
- выставить 2 источника света справа и слева под углом 45°;
- обеспечить рассеивание, например, фольгой;
- свет должен быть нейтральным, нехолодным;
- не использовать вспышку;
- выбрать объектив 35-100 мм без искажения;
- выставить поляризационные фильтры и минимальную светочувствительность, чтобы избежать появления шумов.
В некоторых случаях современные технологии позволяют полностью сканировать картины.
Запрет на фотографирование шедевров мирового искусства можно понять. Передать загадку полотна виртуоза может только опытный мастер фотографии. Поэтому оставим это дело профессионалам, которые занимаются музейной фотографией много лет.
В конце концов, в каком-то смысле известнейшие полотна не стоит оскорблять любительскими смазанными кадрами.
А как вы считаете, стоит допускать авторскую съёмку в галереях?