Вы замечали, что фото официальных лиц в СССР делались как будто «под копирку»? Да и «простых» людей на портреты фотографировали точно таким же образом.
Я это заметил еще в школе и институте, когда мы изучали историю СССР. Даже при том, что тогда я еще не был профессиональным фотографом, это сразу бросилось в глаза.
И сейчас я решил разобраться в вопросе и понять, чем же обусловлено такое единообразие.
Снимали одинаково: примеры
Чтобы не быть голословным, сразу приведу примеры:
- И. В. Сталин.
- Н. С. Хрущев.
- Л. И. Брежнев.
- Ю. В. Андропов.
- К. У. Черненко.
- М. С. Горбачев.
За высшим руководством СССР, естественно, «повторяли» и политики рангом пониже. Так постепенно и сложился обязательный для всех фотографов «шаблон».
Особенности такой портретной сьемки
Такой портрет делают, развернув камеру под углом 90°С по сравнению с обычным положением, «вытягивая» кадр.
В этом случае лицо занимает большую его часть, почти отсутствует пустота, на которую непроизвольно переключаются глаза смотрящего.
Любой официальный портрет до сих пор делают в «вытянутом» по вертикали кадре.
Чтобы получить «типичный советский» снимок, нужно отойти достаточно далеко от модели и ни в коем случае не использовать широкоугольный объектив (черты лица и перспектива заметно искажаются) и вспышку (появляются резкие тени и эффект «красных глаз»).
При не слишком хорошем освещении – ставить фотоаппарат на штатив. Свет обязательно должен быть рассеянным.
С современной камерой я бы рекомендовал использовать зум, но не цифровой, а при наличии ручных настроек – максимально открывать диафрагму.
Это укорачивает выдержку и тем самым исключает смазанность, ведь человек физически не может долго сидеть неподвижно.
При открытой диафрагме «размывается» задний и передний план, из области фокусировки исключается все второстепенное.
Какие это давало преимущества
В определенном смысле официальный портрет «от плеча» для фотографа проще. Он позволяет не заморачиваться с положением рук.
На приведенных выше снимках видно, что голова у всех позирующих слегка развернута, а взгляд направлен немного в сторону.
Это необходимо, так как в положении строго анфас лицевые мышцы, шея и плечи непроизвольно напрягаются, появляются неэстетичные желваки, складки, выступающие сухожилия.
Визуально пропорции нижней трети лица в кадре нарушаются, выражение становится совершенно неестественным.
Справиться с этим и помогает небольшой поворот и/или наклон головы, особенно если одновременно слегка приподнять ближнее к камере плечо.
Направление взгляда диктуется поворотом головы. Они должны совпадать, иначе создается зрительная иллюзия, что глаза как будто существуют отдельно от лица.
Отводить взгляд сильнее, чем повернута голова, тоже нельзя – создается впечатление испуганного, завистливого, подозрительного или «заискивающего» взгляда. Все это для политического лидера, разумеется, неприемлемо.
Правильное направление взгляда на официальном портрете не менее важно, чем выигрышная поза.
И все же: почему всех одинаково
Стремление все унифицировать и поставить на поток – отличительная черта всех авторитарных и тоталитарных государств, в число которых, безусловно, входил и СССР.
В условиях официально существующей идеологии не поощрялись любые творческие проявления и индивидуальный подход.
Делать нужно было строго так, «как предписано», не задумываясь о том, как фотографируемый будет выглядеть на официальном портрете и можно ли как-то замаскировать недостатки его внешности и подчеркнуть достоинства.
Официальная фотография – совершенно особый жанр. Сейчас даже здесь допускается и в определенной степени поощряется творческий и индивидуальный подход, чтобы политики выглядели «по-человечески».
Но во времена СССР единственно верной признавалась иная точка зрения – существует утвержденный «шаблон», которому нужно неукоснительно следовать.
А как по-вашему? Стоит ли снимать официальных лиц для портретов как «обычных людей»? Или более правилен советский подход, ведь они все же «страшно далеки от народа»? Жду ваши мнения в комментариях.