Вы уродливы. Вы тупы. Вы ни на что не способны.
Представьте, что вы думаете так о себе каждый день. И я не преувеличиваю. Потому что я делал это с собой.
Когда девушка не хотела идти со мной на второе свидание, я говорил себе, что это потому, что я уродлив. Когда я никак не могу уловить смысл чьих-то доводов, я говорил себе, что это потому, что я тупой. Когда мой очередной пост в Instagram набирал всего два «лайка», я говорил себе, что все потому, что я неудачник.
Я самолично кормил самого себя токсичными мыслями на постоянной основе, и делал это долгие годы. И знаете, что хуже всего? Я верил во все, что говорил себе.
Но почему? Откуда эти токсичные мысли и убеждения вообще взялись? По большей части их источник можно проследить до нашего детства, и они во многом основаны на наших взаимодействиях с теми, кто о нас тогда заботился.
Моя система верований и жизненных убеждения (которая как раз и подпитывает указанные выше малоприятные мысли) была сформирована трагической смертью моей матери, когда мне было всего три с половиной года, и поведением моего отца, склонного к вспышкам ярости наркомана-кокаиниста. Я вбирал в себя смерть мамы и поведение моего чокнутого отца (и поверьте мне, оно было действительно ненормальным) единственным доступным мне тогда способом: Я думал, что проблема во мне.
Масла в огонь подливало еще и то, что мой отец так ни разу и не извинился за все те случаи, когда врывался в мою комнату посреди ночи обдолбанным кокаином и орал на меня. Не извинился за то, что не разрешал мне праздновать мой день рождения с друзьями. Не извинился за тот случай, когда заставил меня встать перед нашей школьной футбольной командой и громко сказать им, что я был плохим мальчиком, и поэтому мне запрещено участвовать в субботней игре.
Ну а так как он ни разу передо мной не изменился, мой растущий и развивающийся разум воспринял это слишком близко к сердцу, и пришел к выводу, что, наверное, проблема во мне. Я решил, что, раз мой самый близкий человек обращается со мной подобным образом, я заслуживаю того, чтобы быть наказанным, и это негативное отношение к себе стало частью моей личности.
Словно школьник, который в качестве наказания пишет на школьной доске, в чем он провинился, мои мысли раз за разом писали в моей голове «Я что-то сделал не так, я в чем-то провинился».
И эти постоянные негативные напоминания со временем превратились в твердую убежденность… Я убедил себя в том, что я неправ. Во всем.
Представьте, каково это: верить в то, что само ваше существование — ошибка природы. А я так жил. Мои родители сделали все возможное, чтобы я в это поверил. Я словно был приговорен к пыткам за преступление, которого я не совершал.
В результате всего этого уже во взрослом возрасте я активно искал подтверждение своей значимости во внешних источниках — то есть в других людях. Я стал всеобщим угодником, человеком, говорящим «да» на любое предложение, тем, кто готов пойти на все, что угодно, лишь бы понравиться окружающим. В моей голове постоянно бились мысли «Пожалуйста, скажите, что я хороший, скажите, что от меня есть толк».
Если я кому-то нравился, я чувствовал себя чуть менее испорченным и неполноценным, но даже если кто-то относился ко мне хорошо, мне все равно было этого мало. Если бы я оказался в комнате с сотней людей, все из которых, кроме одного человека, относились ко мне с обожанием, я был бы вне себя от беспокойства, гадая о том, чем я обидел этого одного человека, и как мне это исправить.
А еще мне казалось, что я должен компенсировать свое внутреннее несовершенство совершенством внешним. Моя прическа должна была быть идеально. Моя одежда должна быть модной и идеально выглаженной.
Я должен был говорить только правильные вещи. Делать правильные вещи. Быть как можно более правильным.
И я использовал каждую, каждую свою неудачу в качестве доказательства того, что я «испорченный», «неправильный» и «неудачник». «Вот, вот, видите, что я сделал?» — говорил я себе. «Разве может такое сделать полноценный человек?» — думал я.
Каждый день я отправлялся в постель, клятвенно обещая себе, что я покончил с подобным поведением раз и навсегда, но поутру все начиналось снова. Это было похоже на какой-то извращенный «День сурка». Я проживал один и тот же день снова и снова, и я никак не мог вырваться из этой временной петли.
Я опустился на самое восемь лет назад, когда мне было тридцать семь лет. Я ненавидел себя и жизнь, которой я жил, и отчаянно желал перемен.
Но как? Как нам избавиться от глубоко укоренившихся в нашем сознании фальшивых убеждений, которые нам больше не нужны? Так же, как мы их сформировали.
Начните с отстранения от конкретных мыслей, которые подпитывают и усиливают негативное убеждение, и со временем у вас получится отказаться и от самого этого убеждения. Такие убеждения называют по-разному: иллюзиями, фальшивыми убеждениями и даже внутренней ложью. На то, чтобы всецело в них уверовать, у меня ушло немало времени, и было бы странно ожидать, что я смогу отказаться от них в один миг.
Как писал Генри Дэвид Торо:
«Точно так же, как один шаг не может создать тропу на поверхности земли, одна мысль неспособна проложить путь в нашем разуме. Чтобы тропа на земле была глубокой и утоптанной, мы ходим по ней снова и снова. Чтобы создать глубокий путь в нашем разуме, мы должны раз за разом вызывать на передний план мысли, которые, как нам кажется, должны определять наши жизни».
Чтобы отказаться от фальшивых убеждений, нам нужно настойчиво и последовательно наблюдать за собственными мыслями и замечать, когда они вызваны старыми убеждениями в нашей несостоятельности. Раз за разом выбирая не идти у своего прошлого на поводу, мы можем начать видеть мир совершенно по-новому.
Но, повторюсь, не ожидайте, что это будет быстро или легко. Вы не можете сходить в спортзал всего один раз, и сразу же после этого оказаться в отличной физической форме. Нет, вам придется ходить туда по четыре-пять раз в неделю, перейти на здоровое питание и перестать засиживаться допоздна. И делать вам это придется на протяжении полугода, а то и года.
То же самое относится и к нашему разуму. Чем больше мы будем стремиться к осознанности и любви в отношении самих себя, тем быстрее это станет основой нашего существования. Когда вы будете ловить себя на негативных мыслях, напоминайте себе о том, что вы не должны к ним привязываться, и позвольте им кануть в небытие. Если же вам никак не удается отпустить эти мысли прочь, расскажите себе новую, более позитивную и мотивирующую историю.
И самое главное, помните о том, что эти негативные мысли не имеют к вам совершенно никакого отношения. Вы не сделали ничего плохого. В вас нет никакого изъяна.
Я не совершал никакого преступления. Я просто впитал в себя информацию, которая ко мне поступала, единственным способом, которым мой восьмилетний разум умел это делать.
Так с чего же нам начать? Первый шаг к свободе от негатива может быть разным для каждого из нас, но если вы, читая эту статью, понимаете, что она вполне применима к вам, это уже неплохое начало. Начало познания себя.
Я понял, что должен познать себя и разобраться в причинах своего поведения. Это было моим первым шагом к переменам.
Я знал, что я не смогу сделать это сам (поверьте мне, я пытался), поэтому я записался на программу «двенадцати шагов» у своего психотерапевта. Я понимал, что я никогда не обрету свободу от негатива, пока буду искать подтверждения собственной значимости в других людях, так что я сделал глубокий вдох, отправился на первую встречу с психотерапевтом, и признался ему и себе, что у меня есть проблема.
Именно там я открыл свою душу нараспашку и позволил себе увидеть себя таким, какой я на самом деле: мужчиной с израненной душой, иногда все еще чувствующим себя испуганным маленьким мальчиком. Со временем, мало-помалу, я поделился с доктором тайнами моего детства, и понял, что они вовсе не делают меня недостойным и изгоем. Это было для меня весьма отрезвляющим опытом, позволившим мне осознать один простой факт: Я не сделал ничего плохого.
За последние восемь лет я отказался от очень многих фальшивых мыслей и убеждений, которые, в свою очередь, создали новые возможности для мыслей, чувств и поступков. И я надеюсь, вы сможете сделать то же самое для себя.