Это те люди, которые порой и не сознают того, что манипулируют другими; им важно получать постоянное одобрение, собирать всеобщее восхищение и любоваться отражением собственной красоты и великодушия; при этом внутренне они холодны, не знакомы с чувством вины и, не колеблясь, обвиняют других; они используют любые связи будь то семейные, профессиональные или любовные, и все это ради того, чтобы покорять других.
Что такое нарциссизм
Нарцисс-это не только прекрасный цветок с тонким ароматом, но и прекрасный юноша, сын Эндимиона и Селены, пленивший прекрасную нимфу Эхо своей красотой. Из героя древнегреческой мифологии Нарцисс превратился в символ юношеской гордыни и самовлюбленности. Именно он предпочел любоваться собственным отражением в водах ручья и отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречен влюбиться в собственное отражение и в итоге превратился в цветок, его именем и названный.
В психологии слова «нарциссизм», «нарциссический» и «нарцисс» обычно используются как негативно окрашенные, указывающие на тщеславие, завышенное самомнение, эгоизм или просто самовлюблённость.
Зигмунд Фрейд был первым, кто применил этот термин в психологии, однако он считал, что некоторый нарциссизм является неотъемлемой частью любого человека с самого его рождения.
Розенфельд выделил деструктивный нарциссизм (являющийся следствием инстинкта смерти) и либидинозный нарциссизм. Отто Кернберг подробно рассмотрел патологический нарциссизм.
Он выделил 3 типа:
- нарциссизма-нормальный инфантильный нарциссизм,
- нормальный зрелый нарциссизм
- и патологический нарциссизм.
Патологический нарциссизм является отражением само-идеализации и грандиозного Я. Такие люди склонны постоянно демонстрировать собственное превосходство и достижения, при этом у них отсутсвует эмпатия.
Сама Мелани Клейн рассматривала нарциссизм как особый тип объектных отношений – нарциссические.
И вот, говоря о сегодняшнем дне, задаю себе вопрос-знали ли мы, не специалисты, лет тридцать тому назад, что такое нарциссическая перверзия.
Да, нет, конечно, знали об этом лишь профессионалы-психоаналитики, психологи, психиатры, в общем люди, занимающиеся врачеванием духовных недугов.
Так что для широкого круга людей все это стало знакомо не так уж и давно, и связано это с тем, что появилось огромное количество разных психологических направлений, стремящихся помочь людям обрести внутренний покой и гармонию.
Да и в кино стали появляться фильмы, построенные на знании психоанализа. Именно знание глубин психики человека позволяет передать всю богатую палитру противоречивых человеческих эмоций.
Если заглянуть в психоаналитический словарь, то там мы найдем все эпитеты, которые относятся к такому типу личности:
«Это те люди, которые порой и не сознают того, что манипулируют другими;
им важно получать постоянное одобрение, собирать всеобщее восхищение и любоваться отражением собственной красоты и великодушия;
при этом внутренне они холодны, не знакомы с чувством вины и, не колеблясь, обвиняют других;
они используют любые связи будь то семейные, профессиональные или любовные, и все это ради того, чтобы покорять других.
Им просто необходима близость, без неё будет невозможно реализовать свое доминирование».
«Внешне они выглядят вежливыми, милыми и могут симулировать сострадание и симпатию. Они-соблазнители, и если нужно, то могут быть очаровательными и заботливыми, пока их цель не достигнута»!
Нарцисс-это некоторое психическое устройство.
Психоаналитик Жан-Шарль-Бушу — автор книги «Нарциссические извращенцы» объясняет нам, что такие персонажи как герой фильма «Мой король» часто встречаются в нашей жизни; не позавидуешь женщине, которая влюбляется именно в такой тип мужчины, однако и женщины бывают такими же опасными.
Все они-что мужчины, что женщины-очаровательные хищники, шарму которых трудно не поддаться. В своей книге Жан-Шарль-Бушу объясняет, каким образом понять, что таится порой за красивой внешностью, а в итоге избежать этих разрушительных связей.
Он подчеркивает, что женщины, которые попадают в объятия подобных мужчин, отличаются внутренней хрупкостью, состоянием постоянного беспокойства и, в какой-то степени, ощущением потерянности.
Мужчины же наоборот выглядят уверенными в себе, часто они бывают и элегантными красавцами, с пылким взором и прекрасной речью. Они буквально «пожирают» взглядом свою жертву; она влюбляется и тотчас же попадает в западню.
И вдруг, неожиданно, тот же самый взгляд постепенно тускнеет.
Вчера пылкий и страстный, этот герой-нарцисс превращается в антигероя: начинает унижать возлюбленную, пропадает, она же старается его удержать, он не дается, опять исчезает и все для того, чтобы потом приползти к ней на коленях.
Такой человек, даже тогда, когда он вам делает комплимент, оставляет за собой право сделать его так, чтобы у вас не было уверенности в том, что это комплимент, а порой, может и так сказать, что это скорее будет комплимент самому себе;
это нарциссы высокого полета, будучи демагогами, они всегда смогут построить логическую схему для оправдания собственных поступков.
Вот в фильме герой говорит – «если нет взлетов и падений, то это не жизнь, это почти смерть», а я сама встречала и таких, которые говорили “как прекрасна двойная жизнь”, то есть вот эта двойственность, недосказанность, позволяющая им держать вас “на крючке” и есть та самая любовь.
В таких ситуациях, сами женщины начинают сомневаться в себе и своих мыслях, ведь все звучит так привлекательно, так ярко и так неординарно.
Однако хорошо бы не забывать, что перверзные нарциссы – большие манипуляторы, им только дай волю, они выстроят любую логическую систему, которая преследует лишь одну цель -самооправдание и самолюбование.
Многие из нас, будь то мужчины или женщины, познали это “токсичное танго”, в котором вас умело ведет очаровательный партнер. Однако не каждому по вкусу и по силам эти «русские горки».
В 2015 году во Франции вышел фильм, снятый французским режиссером женщиной Maïwenn «Мой король» с Vincent Cassel (Венсаном Касселем); фильм, как бы наглядно, на примере пары, показывает, как функционирует перверзный нарцисс.
Кроме того, говоря о фильме «Мой король», следует сказать, что сами актеры прекрасно воплощают свои образы: Венсан Кассель-соблазнитель-хищник, обладающий огромным шармом, а актриса, исполняющая роль сломленной жертвы, Emmanuelle Bercot (Эмманюэль Берко), также подходит для этой роли; недаром она получила премию на Каннском фестивале в 2015 году за лучшее исполнение.
И ведь это не французская мелодрама, как некоторые об этом писали в российских газетах, нет, эта история-универсальна и актуальна. В фильме, глядя на нашего героя, складывается впечатление, что этот мужчина со столь очаровательной улыбкой искренен.
Вполне понятно, что у самой героини в начале фильма нет сомнения в том, что она любима и желанна; поэтому совершенно не удивительно, что у неё возникает чувство, скорее затаенное желание, увидеть в этом человеке именно те качества, о которых она так давно мечтала.
Она как бы говорит себе – а вдруг, на этот раз, мне действительно повезло, и вот этот мужчина, с такими ясными глазами, жаркими поцелуями и нежными словами, окажется тем, которого я так долго ждала. И таких женщин масса, да и не только женщин, ведь нарциссы не только мужчины, но и женщины.
Попадая в плен пьянящих слов, отравленные их поцелуями, мы их впускаем в себя.
И вот отныне, все идет прахом;
уколы учащаются, объятия ослабевают, нежные слова превращаются в яд;
начинаются ссоры, потом они забываются, и снова все возвращается.
И все это длится до тех пор, пока жертва не начинает понимать, что если этот сценарий не остановить, то ей грозит психическое крушение, а, возможно, смерть.
Единственное, что ей остается, так это бежать, бежать без оглядки, без сожаления, лишь это бегство может спасти её. И вот, в тот момент, когда жертва постепенно выходит из роли жертвы и начинает потихоньку восстанавливаться, он снова появляется, чтобы насладиться зрелищем её разбитой жизни и сердца.
Схема поведения нарцисса-извращенца идентична для всех людей, их обладание жертвой должно быть тотальным. И вот, для того чтобы лучше понять какие механизмы задействованы в этом процессе деконструкции, психоаналитик и психотерапевт Jean-Charles Bouchoux и объясняет в своем интервью, кто эти (ложные) влюбленные, как они функционируют и каким образом им можно противостоять.
– Можно ли определить тип нарциссического извращенца?
-Жан-Шарль-Бушу: «Я предпочитаю говорить о системе самозащиты. Эти механизмы используются людьми, находящимися на грани безумия, психоза и поэтому они прибегают к этому для того, чтобы не сойти с ума. Что удивительно так это то, что вот эти самые механизмы абсолютно идентичны. Я очень часто принимаю у себя в кабинете жертв, и вот они рассказывают абсолютно одни и те же схемы поведения».
-А что это за механизмы защиты?
– Жан-Шарль-Бушу: «Это касается проективной идентификации. Человек, который пользуется механизмами перверзного нарциссизма, не может даже в мыслях допустить чтобы его собственный образ был подвергнут какой бы то ни было критике; и вот поэтому он прибегает к проективной идентификации. Для самого себя такой человек вне подозрений, он идеален. Как только проблема возникает будь то в паре, на работе или же в семье, всегда оказывается виноватым кто-то другой, то есть всегда найдется козел отпущения.»
-Среди женщин также встречаются случаи переверзного нарциссизма?
– Жан-Шарль-Бушу: “Я сказал бы 50%”.
– В фильме « Мой король » образ перверзного нарцисса играет Венсан Кассель, и этот образ представлен как очаровательный, общительный.
Все это соответствует «профилю»?
– Жан-Шарль-Бушу: «Абсолютно. Это люди, которым необходимо блистать, люди у которых потребность быть признанными и которые, впрочем, достигают этого. И поэтому каждый раз, как у них появляется «недостаток», «изъян», то есть нечто, что они хотели бы скрыть, они этот недостаток приписывают другому. Это и есть проективная идентификация».
К примеру, в паре, человек, который прибегает к тактике перверзного нарциссизма видит кого – то, кто мог бы понравиться партнерше, и тотчас же начинает ревновать её, ибо перверзные нарциссы как мужчина, так и женщина и допустить не могут, что кто-то им неверен и может изменить.
– Какова классическая «схема» перевозного нарцисса?
– Жан-Шарль-Бушу: «В основе перверзных отношений всегда присутствует боязнь того, что тебя бросят, и это как со стороны того, кто употребляет эти механизмы, так и со стороны жертвы.
Первая фаза отношений – это фаза соблазнения через слова, когда вам обещают все что угодно, а затем, постепенно и очень мягко, переходят к другой фазе, перверзной: именно другой оказывается под угрозой быть брошенным.
И на этом этапе перверзных отношений используются механизмы перверзной идентификации:
я боюсь быть брошенным, поэтому я угрожаю тебе, что брошу сам тебя.
И вот в этот момент, благодаря рефлексу, жертва начинает цепляться, и это то, что и нужно перверзной натуре.
Сам сценарий перверзного нарцисса состоит в том, чтобы завлечь другого и не дать ему уйти, говоря ему: «остерегись, я выставлю тебя за дверь», и все это для того, чтобы погрузить жертву в состояние беспокойства, которое, кстати, он также испытывает».
-В фильме «Мой король» перверзный нарцисс признается в любви в самый первый день и тотчас же заявляет, что мечтает о ребенке. Это тоже симптоматично?
Жан-Шарль-Бушу: «Сказать тотчас же «Я тебя люблю» означает быть вне реальности: фантазм перемещается в другого человека. Это нам всем частично знакомо, когда после тяжелой разлуки человек перевертывает страницу, а затем, встречая другого, он переносит на него любовь того, кого он потерял.
То есть на самом деле вы совсем не влюблены, просто вам доставляет удовольствие сказать слова любви.
И это случаетесь со всеми, не обязательно лишь с перверзными нарциссами, есть и такие, кто боится быть брошенным. Что касается желания ребенка, то это следует понимать как то, что действуя как перверзный нарцисс, человек очень боится быть брошенным; поэтому он будет делать все, чтобы создать такие связи, которые трудно будет разорвать.
Этой связью может быть ребенок, деньги, которые он у вас одолжил и которые он вам не вернет, и совсем не потому, что он хочет вас обокрасть, а потому, что хочет сохранить отношения.
И до тех пор, пока есть этот ребенок, этот долг, вы вынуждены будете с ним общаться. И если вы уходите, то помимо разрыва, вы теряете деньги, а возможно и ребенка.
Кстати есть такие мужчины, которые кончают тем, что вообще не видят своих собственных детей.»
– Какая разница между перверзным нарциссом и человеком, у которого фобия, то есть когда человек боится взять на себя ответственность в виде обязательств?
-Жан-Шарль-Бушу: «Можно иметь фобии и при этом не стремиться разрушить другого! Больной фобией может просто неожиданно исчезнуть, без малейшего объяснения, это форма истерии, но отнюдь не перверзный нарциссизм ».
-А кто принимает решение бросить другого? Перверзный нарцисс?
-Жан-Шарль-Бушу: «Разрыв редко приходит от перверзного нарцисса, хотя и такое случается; такое может случиться, когда он чувствует себя разоблаченным, когда другой ему говорит: «Ладно, я поняла то, как ты функционируешь, теперь я буду тебе указывать на это». В таком случае жертва перестает быть интересной, поэтому, как только это произойдет, он начнет искать другую жертву и когда найдет, то уйдет к следующей.
И все это для того, чтобы возобновить свою игру.
На самом же деле, перверзный нарцисс это тот, у кого депрессия, но он её от себя скрывает, не хочет посмотреть правде в глаза. Ибо для того чтобы лечиться от депрессии, сначала надо эту депрессию принять, то есть признаться в ней. И так как он не признает её, то он переносит эту депрессию на другого, превращая другого в депрессивного.»
– Постоянно ли перверзный нарцисс возвращается к жертве для того, чтобы упрекнуть её в разрыве их отношений?
-Жан-Шарль-Бушу: «Да, этот человек часто возвращается и один из показателей это то, что он должен проверить силу своего деструктивного влияния, то есть собственное могущество. Он возвращается, и ему снова открывают свои объятия. Сколько раз я слышал от своих пациенток: «Мы расстались, и для меня все было окончательно закончено. А потом он вернулся, был очарователен, ему удалось меня убедить в том, «что он все осознал и признал свою вину». Однако вскоре, все пошло по прежнему сценарию”.
-В фильме «Мой король» жертва, которую играет Эммануэль Берко – это ведь «нормальная» девушка, почти банальная.
-Жан-Шарль-Бушу: «У неё много достоинств. Что удивительно так это то, что он постоянно её критикует, но с другой стороны, он ею восхищается, и вот этого восхищения он принять не может.
Он чувствует, что она намного лучше, чем он.
И получается, что с одной стороны, он пользуется этим, как бы говоря: «посмотрите я так хорош, что нравлюсь этой девушке, и в то же время он делает все, чтобы её обесценить. Это тот метод, который позволяет ему контролировать её, чтобы она не очень себя ценила, ибо если себя ценит, то может и бросить его. Подсознательно перверзный нарцисс считает, что он ничего не стоит. Естественно, что если человек это в нем заметит, то бросит его ».
Глоссарий
Первичный нарциссизм, проявляющийся у маленьких детей, является естественной, нормальной фазой становления личности. Но когда взрослый мужчина или женщина проявляет в отношении другого моральное насилие, абсолютно не считаясь с чувствами и желаниями партнера, при этом не испытывает чувство вины – это уже не норма, а патология.
Перверзный или злокачественный нарциссизм опасен тем, что человек абсолютно не осознает проблему, поэтому никогда не обратится добровольно за помощью к психологу. Вместе с тем все его действия и усилия направлены на разрушение другого человека, что обязательно оставит негативный отпечаток на психике жертвы.
Проекти́вная идентифика́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого.
Такие люди могут найти логичные обоснования для своих поступков, таких как ревность или неверность.
Чтобы повысить свою собственную ценность, они обесценивают свою жертву. Чем больше обесценивается другой, тем выше становится ценность самого нарцисса, и тем сильнее становится он.