Эти механизмы следующие:
- Подавление – вытеснение или ограничение импульсов контримпульсами.
- Проекция – когда под давлением на «Я» индивида, сознание может попытаться унять ее, переложив ответственность за ее возникновение на внешний физический мир. Вместо того, чтобы сказать: «Я его ненавижу», говорят: «Он меня ненавидит».
- Реактивное образование – когда один из инстинктов вызывает тревогу, оказывая давление, тогда оно может нейтрализоваться, сконцентрировавшись на противоположном импульсе. Например, если чувство ненависти к кому-либо вызывает тревогу, сознание может замещать ее стимулированием любви, чтобы скрыть враждебность.
- Фиксация – когда индивид останавливается на одной из ступеней психологического роста (младенчество, детство, отрочество и взрослый возраст) вместо того, чтобы сделать следующий шаг.
- Регрессия. Подойдя к определенному этапу своего развития, индивид из страха может отступить и вернуться на предыдущий этап. Любое бегство от контролируемого и реалистичного мышления, мечтательность (достижение желаемого через чудесные изменения реальности) – это регрессия.
Почему существуют подобные психические механизмы защиты, если они столь вредоносны во многих отношениях? Их существование объясняется причинами эволюционного характера.
«Я» ребенка слишком слабо, чтобы интегрировать и синтезировать требования, которые к нему предъявляются. Защита «Я» существует в виде предохранительных мер. Когда «Я» не может снять тревогу рациональными средствами, оно вынуждено прибегать к подобным мерам:
- Чтобы отвергнуть опасность – подавление;
- Чтобы переложить ответственность за ее возникновение на внешний мир – проекция;
- Чтобы скрыть опасность – реактивное образование;
- Чтобы остаться в прежнем состоянии – фиксация;
- Чтобы отступить – регрессия.