Самый удивительный и странный парадокс нашего времени «океана информации и доступа к ней» – это совершенно необъяснимая, на первый взгляд, неспособность людей общаться. Так, чтобы было всё и всем понятно и максимально открыто.
Именно этот вопрос поднимает профессор Стивен Пинкер, подчёркивая то, что одного лишь знания и понимания механизмов процесса общения – недостаточно для того, чтобы оно стало эффективным и продуктивным.
Конечно, в теории всё просто и ясно. Но нельзя сбрасывать со счетов социальные, культурные и экономические предубеждения, которыми мы, что называется, запакованы по самые уши.
И это уже настоящее проклятие недопонимания, которое, как кажется, никак не победить. Мы все свидетели этого процесса: от профессоров и главных редакторов ЗМИ до простых граждан. За примером далеко идти не надо. Достаточно вспомнить самые популярные социальные сети, где мы ругаемся, проклинаем друг друга и клеймим. А всё – из-за того, что не понимаем друг друга.
Этот парадокс, называемый Пинкером «проклятием знания», прост: мы склонны использовать собственную речь или её диалекты для пропаганды своих идей; разбрасываемся терминами и имеющимися знаниями, буквально навязывая свою позицию. Собственные знания кажутся нам настолько очевидными, что мы убеждены, что остальные тоже знают об этом.
В этом и состоит вся сложность, как подчёркивает профессор Пинкер. Мы получаем в результате самую настоящую головоломку.
Дело в том, что коммуникация и поиски истины требуют комплексного подхода. Тему обсуждения следует разбить на менее сложные блоки, чтобы каждый мог внести свою лепту в дискуссию. Ведь один человек никогда не может знать всего и всё, каким бы IQ он ни обладал. И в этом состоит самая главная трудность: современная система образования с её «экспертами в определённой области» предполагает, что кто-то один может знать и рассуждать с полной уверенностью. В результате так называемые эксперты просто бомбардируют мозги слушателей сложными терминами и понятиями, что ещё больше всех запутывает.
Итак, как же преодолеть это «проклятие»? Профессор Пинкер предлагает следующие способы:
1. Тестирование вашего месседжа
Перед тем, как попытаться убедить других людей в чём-то, попробуйте для начала… убедить и поверить в это сами. Представьте себе, что вы – контрольная группа «тестируемых», которые придерживаются самых разных взглядов.
Если какое-то из утверждений вам непонятно или неприемлемо, то вы сразу же поймёте, в чём слабое звено представленных аргументов. Еще один способ проверить свой «спич» – это поговорить с аудиторией, которая заведомо разделяет ваши убеждения и может помочь вам донести их как можно эффективнее.
Кстати, в викторианскую эпоху писателям предлагали прочитать свои произведения обыкновенным домохозяйкам, прежде чем публиковать их. Таким образом они могли убедиться, что их роман будет близким и интересным абсолютно каждому человеку, независимо от рода занятий.
2. Тщательно подбирайте слова и выражения, когда пытаетесь донести свою мысль
Убедитесь в том, что вы чётко формулируете свои мысли и говорите по существу. Эвфемизмы и «хождение вокруг да около» – это не тот формат, с которым можно сегодня обращаться к слушателям или читателям.
Чем яснее и понятнее вы изъясняетесь, тем больше шансов на успех. Подбирайте слова так, чтобы они предельно чётко соответствовали сути, были ясными, понятными и уместными. И поверьте, это вовсе не сложно.
3. Сделайте передышку
Один из многочисленных способов достучаться до других людей – это уметь останавливаться для того, чтобы переосмысливать всё снова и снова, пока не достигнете консенсуса с собой. Не переусердствуйте в своём стремлении переубедить кого-то, потому что достигнете диаметрально противоположного результата.
Объясняется это очень просто: чем больше вы будете нервничать и сердиться – тем более непонятными будут становиться ваши объяснения и позиция. В итоге – целевая аудитория окончательно запутается.
4. Редактируйте – больше, пишите – меньше
Это последний и краеугольный камень правильного общения. Независимо от того, как быстро вы формулируете и записываете свои мысли, не спешите сразу же выносить их на всеобщее обозрение. Тем самым только выиграете.
Дело в том, что хорошо отредактированный контент – это, по сути, контент, который прошёл все «степени проверки». Ведь исправления и дополнения – это упражнение, которое помогает вычислить все подводные камни вашей идеи.
Следовательно, хорошее, грамотное редактирование может иметь большое значение в долгосрочной перспективе. А значит – вас услышат. Поймут. Вы достучитесь до разума и сердца других людей!
Стивен Пинкер – канадско-американский учёный и популяризатор науки, специализирующийся в области экспериментальной психологии, психолингвистики и когнитивных наук, профессор психологии в Гарвардском университете. В этой статье материалы, основанные на результатах его многолетних исследований.