Осознать, что стыд – это эмоция сугубо человеческая и социально обусловленная. У животных стыд отсутствует.
1. Понять, на что опирается Стыд?
Стыд, как эмоция опирается на страх оценки. Эта эмоция ставит внешние интересы выше внутренних. Стыд, часто вынуждает подавить личные потребности, в угоду групповым представлениям о том, что красиво, хорошо или допустимо, для сохранения принадлежности к этой группе. Стыд – хранитель группового комфорта. Он следит за тем, чтобы индивидууму в сообществе/группе было стабильней и комфортней, чем без неё.
Сформировался Стыд как инструмент для получения места в групповой иерархии.
Эта эмоция контролирует, чтобы человек был комфортным для её членов. Человека, Стыд застраховывает от отвержения, помогает слиться с группой, не выделяться, чтобы не вызвать осуждения и отвращения, и не быть изгнанным. Косвенно, Стыд направлен на то, чтобы контролировать хорошую репутацию: прослыть “милым” для статусного продвижения “прильнув” к сильным.
Это было актуально, когда изгнание из группы или потеря связей с важными её членами, грозила голодной смертью в одиночестве. Поэтому, этот рефлекс так легко вырабатывается у маленьких детей при осуждении их родителями – ведь без родителей им не выжить.
2. Осознать разрушительность и неактуальность этой эмоции в большинстве случае.
Стыд – самая разрушительная эмоция, это хорошо надо помнить.
Стыд – это одна из разновидностей страха. Того страха, который создаёт аутоагрессию.
Аутоагрессия – это активность, направленная на сознательное или бессознательное причинение себе вреда, через запрет проявляться. Не вышедшая наружу активность, направленная на подавление своих физиологических процессов и угнетение жизненных функций. Стыд разрушает именную систему, подавляет интерес к проявлению себя в миру. Причём, подавление может происходить во всех сферах: физиологической, эмоциональной, интеллектуальной и в творчестве.
3. Что делать, чтобы снизить или убрать давление этой эмоции?
Стыд лечится повышением образованности в изучении механизмов здорового функционирования физической и эмоциональной природы. То есть, изучая как действуют в нас природные силы и рефлексы: чувства, эмоции, моторика движений, тембр речи, темперамент, желания и, конечно, наша физиология.
Человек открытая система. В него, как и в любую живую систему, что-то поступает непрерывно и из него что-то выделяется постоянно.
Изучая, как зарождаются и зачем действуют в нём навигационные и охранительные силы физической и эмоциональной природы, какие причины и механизмы активируют тело к действию, перистальтике, выделению, выражению эмоциональной реакции отторжения того, что отработано или не полезно ему, мы можем убедится в мудрости тела и так принять целесообразность собственных естественных проявлений.
4. Реабилитировать ценность собственной реактивной и импульсивной природы.
Воспринимать математическую эстетику целесообразности природных механизмов и видеть в них собственное природное совершенство.
Умение увидеть глубокую целесообразность в собственных физиологических проявлениях, через смещение фокуса внимания на то, как мудро природа устроена, с того, как что воспринимается обществом. Постигать невидимый, глубокий смысл каждого своего эмоционального порыва и держать его в фокусе, первичной значимости. Придавая мудрости тела большую значимость, нежели страху внешней оценки.
Управление собственным вниманием, через смещение фокуса с внешнего проявленческого на внутреннее смысловое, исцеляет тело и реабилитирует ценность человека. Это – укрепляет индивидуума в его праве на собственную аутентичную идентичность.
Проработка чувства стыда, не только исцеляет и освобождает блоки физиологии, но и учит опираться на себя и Природу в себе.
Рассмотреть мудрость и целесообразность каждого нашего рефлекса и/или эмоционального импульса, как диалога Природы с нашим Интеллектом. Увидеть старшинство и главенство наших, соматического и эмоционального интеллектов, над ментальным, менее древним, через фразу: “мир мудрее”. Признать в этом природную заботу мира о нашей выживательности. Рассмотреть Природу, как достойную для принадлежности Группу, которой можно и стоит вручить себя – мы воссоединяемся с собой. Признав первичность своей природной принадлежности, мы восстанавливаем свою целостность, воссоединяясь, одновременно, со своей внутренней фактической правдой и Целым Миром.
Так мы расставляем “всё на свои места”, реабилитируя первичность собственной природной принадлежности. По факту наличия тела, мы всегда являемся ей принадлежащими, но отодвигая это на второй план, в угоду социально ролевым статусным играм – теряем связь с собственной правдой и доверием жизни, которая сформировала нас ещё в утробе, качественным и жизнеспособным.
Задвигая на задний план, собственные природные сигналы, в угоду собственным умозаключениям, мы оправдываем акты насилия над собой и претендуем на конкуренцию с мудростью природы, за что жестоко расплачиваемся, болезнями и актами агрессии внешней. Стратегия подавления собственных природных побуждений, в угоду опоры на зыбкое социальное признание, приводит к хроническим неврозам и соматическим расстройствам.
Принимая же вторичность социальной динамики, мы сохраняем глубокую связь со своими природными корнями и здоровьем, и прибываем в постоянном глобальном доверии к жизни.
Так восстанавливается подлинная идентичность и фундаментальные основы здоровья и счастья.
Осознание подлинной иерархии живых природных и неживых социальных систем, обеспечивает смелость и спокойную уверенность в авторском проживании своей жизни и доверие к собственному внутреннему миру.
Автор — Наталья Валицкая