Я продолжаю серию рассказов о том, какими фотоаппаратами пользовались в Советском Союзе в конце прошлого столетия.
Изучать то время через призму объектива очень занимательное занятие скажу я вам. Разглядываю фотографии городов, знаменитых личностей, жизнь обычных людей. У нашей страны богатая, многогранная история.
Сегодня у нас экскурс в фотогалерею родом из 70-х.
Вспомним немного ту эпоху
Не особо увлекаюсь политикой, но все же позволю себе сделать такое замечание. Этот период называется «периодом застоя». Космос все так же осваивается, но темпы значительно снижены.
В плане искусства, наоборот, большой прорыв. Появились новые направления в музыке хеви-метал, панк рок, диско, начал зарождаться хип-хоп.
Это эпоха активного развития кинематографа и появления неформальной молодежи.
В 1974 началась стройка века – Байкало-Амурская магистраль. Еще через три года был утвержден новый гимн. Из него были убраны слова о Сталине.
В 1977 приняли Конституцию СССР, а через год Конституцию РСФСР. Руководил страной с 1966 по 1982 гг. Л.И. Брежнев.
В моде мини-юбки, брюки клеш, яркие цвета и джинса. Появились молодежные субкультуры: хиппи, рокеры, панки. Им противостояли: модернисты, стиляги и тедди-бойс.
Все это считалось тлетворным влиянием Запада. Вот как-то так я вижу ту эпоху.
Пару примечательных снимков и их истории
Советская молодежь равнялась на Запад и подражала заокеанским ровесникам. В СССР тоже были хиппи, панки, стиляги и прочие представители новых течений. Но все это появлялось с отставанием в несколько лет.
Представители Хиппи в противовес ширпотребу, где было засилье синтетики, носили одежду только из натуральных тканей. И парни и девушки отращивали длинные волосы.
Они разговаривали на особом сленге, содержащем англицизмы, и выражали протест против советского стиля жизни.
Стиляги 70-х. Для того, чтобы соответствовать течению, молодежи необходимо было выглядеть соответственно, то есть стильно. В условиях жуткого дефицита большая часть одежды шилась по индивидуальным заказам.
В результате побочной ветвью стиляжничества стали подпольные швейные мастерские.
Панки – молодежь, вызывающая порицание со стороны старшего поколения. На западе эта культура возникла в 60-х, а в социалистическую страну «закатилась» в начале следующего десятилетия.
Принадлежность к этому виду субкультуры выдавал стиль одежды и ирокезы. Взгляды на жизнь у такой молодежи были нигилистическими и агрессивными.
Какие фотоаппараты были тогда в обиходе
Обзор популярных на то время аппаратов начну с одной интересной модели и закончу своим любимцем.
- «Любитель» – среднеформатная двухобъективная зеркальная камера. Всего в истории советских фотоаппаратов «двуглазых» было всего три: «Комсомолец», «Нева» и «Любитель», который оказался самым удачным. Выпускался на Ленинградском оптико-механическом объединении с 1950 г.
- «Вилия» и «Вилия-авто». Продукция белорусского завода БелОМО с 1973. Не могу сказать, что он чем-то особым отличается, но с него начинается модельный ряд, о котором пойдет разговор далее.
- «Силуэт электро» и «Силуэт автомат». Предыдущие были первой и второй моделью, соответственно это третья из семейства «Вилия». Малоформатная шкальная камера с приоритетом диафрагмы, выпускалась на БелОМО с 1976 г.
- «Орион ЕЕ» единственный в своем роде, четвертая модель из упомянутого семейства. Малоформатный шкальный аппарат с приоритетом выдержки. Продукция БелОМО с 1978 по 1983 гг.
- «Зенит TTL». За период с 1972 по 1979 гг. было выпущено 4 модификации, но обращу ваше внимание именно на эту. Выпускался на КМЗ с 1977 по 1985 гг.
Самые интересные модели и чем они примечательны даже сейчас
С конвейера БелОМО в 70-х выходило две модификации: «Любитель-2» и более усовершенствованный «Любитель-166». Почему после 2 сразу 166 никто не знает, наверное так было задумано.
Он был снабжен счетчиком кадров и блокировкой от повторного экспонирования.
Всего было выпущено немногим более 69 тысяч таких аппаратов. По большей части «Любитель-166» был предназначен для отправки на экспорт и для гостей Олимпиады в 80-м, в рознице их почти не было.
Так что он относится к тем, за которыми охотятся коллекционеры. На корпусе слева – значок Олимпиады.
«Вилия» и «Вилия-авто» – шкальная камера для массового потребителя. Простой, надежный в обращении фотоаппарат. И так как он был довольно популярен в 70-е, выпуск составил 3 млн. экземпляров.
«Силуэт» является одним из наиболее удачных моделей в семействе. Есть отличительная особенность, которую в то же время можно отнести к небольшому недостатку – работа от батареек.
Продолжением в этом семействе является «Орион-ЕЕ». Аббревиатура «ЕЕ» это международное обозначение автоматического управления диафрагмой (Electronic Eye).
Все 4 модели имели одинаковый дизайн корпуса, несъемный объектив, различия были только в способе установки экспозиции.
«Зенит ТТЛ» – настоящая «рабочая лошадка» середины 70-х. Он был разработан на основе Зенита –ЕТ. И впервые аппарат для широкого пользователя получил внутрикамерный экспозамер.
Сокращение TTL дословно обозначает «Through the Lens» через объектив.
Это было не в новинку, такое уже использовалось в камерах «Киев» на 10 лет раньше. Но по сравнению с тем, сколько было выпущено Зенитов с ТТЛ, все остальные цифры меркнут.
Всего поступило в розничную продажу 2,6 млн. экземпляров.
А вы как думаете, был в СССР фотоаппарат популярнее Зенита? Поделитесь с нами в комментариях. И если понравилась статья, подписывайтесь на обновления блога. Мы скоро продолжим и поговорим о самых известных фотоаппаратах 80-х.