Хотя тяжёлое детство — это травма и боль на всю жизнь, но, к сожалению, его пришлось пережить очень многим людям во всём мире. Причём независимо от происхождения, финансового состояния или других обстоятельств. Забыть об этом непросто, исцелить все раны и комплексы — ещё сложнее, но другого выхода нет. Однако тяжёлое детство во многих отношениях даже может пойти нам на пользу, как ни кощунственно звучит это утверждение.
Вот что пишет Меган Хустад в журнале Psychology Today об этом:
«Суровое воспитание и тяжёлое детство — это плохо, и с этим никто не спорит. Принято считать, что страдания в юном возрасте не проходят ни для кого бесследно: они прямо или косвенно являются причиной неудач уже во взрослом возрасте. При этом многие из тех, кому пришлось несладко в детстве, настолько ранены и сломлены, что, возможно, никогда не смогут полностью оправиться от этого и реализовать свой потенциал. Они намного больше склонны к депрессии, чем благополучные сверстники, хуже успевают в школе и вузе, нередко обладают более низким интеллектом и плохой памятью. Также их чаще преследуют самые разные физические недуги: от хронических болей в спине до заболеваний сердечно-сосудистой системы».
Когда такие дети вырастают, то не чувствуют себя в безопасности. Им мерещатся угрозы и катастрофы даже в самых безобидных ситуациях, на которые другой человек даже не обратил бы внимания. Такой когнитивный сбой очень мешает — как в личной жизни, так и в профессиональной. Они никому не доверяют, подозрительны, постоянно начеку. Естественно, что все эти качества уж никак не способствуют карьерному росту и здоровой коммуникации. Самое обидное, что эти люди, как правило, по своей сути — добрые и отзывчивые, но детские травмы отучили их радоваться и просто жить.
«Такое поведение является своего рода «биологическим феноменом» или подсознательным механизмом «бей или беги», — пишет Дэниел Китинг из Мичиганского университета. — Это означает, что система, предназначенная для регуляции реакции человека на стресс, претерпевает изменения, которые приводят её в состояние постоянной «боевой готовности», даже когда для этого не существует никаких объективных предпосылок».
Постоянное пребывание на «низком старте» заставляет нас «реагировать на вещи, которые не являются серьёзными. Как правило, это либо абсолютно нейтральные вещи, либо плод игр разума, к которым так склонны травмированные в детстве люди. К сожалению, человек при этом становится рабом своих эмоций и практически лишён способности мыслить критически. В результате — действует импульсивно, опрометчиво, принимает неверные решения, которые ещё больше усугубляют ситуацию.
Дети, у которых было трудное детство, нередко превращаются в угрюмых и замкнутых подростков и, в конечном итоге, во взрослых, что срываются по любому поводу и без.
Итак, перед нами предстаёт весьма и весьма печальная и безнадежная картина: выглядит, что у таких детей — практически нет перспектив на счастливую жизнь в будущем. Всё, что, казалось бы, их ожидает — это вечные сражения с внутренними страхами и демонами. Однако это неправда. Не так давно была опубликована очень глубокая и серьёзная работа Виллема Франкенхейса и Каролины де Верт из Радбоуд университета Неймегена (Нидерланды), в которой традиционный взгляд на детей, переживших трудное детство, разбивается в пух и прах.
Учёные обработали массу информации, провели сотни экспериментов, изучили тысячи историй жизни, и пришли к выводу, что сценарий — всегда можно переписать, в крайнем случае — существенно исправить.
Например, было отмечено, что люди, у которых было много проблем и хаоса в детстве, намного тоньше улавливают первые признаки кризиса или угроз. А это качество незаменимо, например, для кризисных менеджеров, специалистов по персоналу, аудиторов и т.д. А значит — травму и недостаток можно превратить в преимущество: такие работники лучше анализируют, оценивают ситуации и людей, также — собирают и структурируют полученную информацию. Как говорят, нет худа без добра.
«Учёные, которые годами изучали молодых людей с тяжёлым детством, фокусировались исключительно на том, что у них получалось плохо, — говорит Джин Мари Бьянки из Wilson College, — Мы же поставили перед собой совсем другую цель: раскрыть сильные стороны этих людей, показать, в чём состоит их психологическое преимущество. Мы до сих пор очень мало знаем о том, что они во многом превосходят тех, кто вырос в спокойной и благополучной обстановке».
Такие исследователи, как Владас Грискявичюс (Школе менеджмента, Университет Миннесоты), например, утверждают, что нас формирует история нашей жизни. И не факт, что трудности, это обязательно плохо и деструктивно в плане долгосрочной перспективы. Другими словами, те, кто растёт в безопасной, предсказуемой среде, не нуждаясь ни в деньгах, ни во внимании как бы «расслабляются». Вот почему они склонны использовать «медленные» стратегии: усердно учатся, откладывают удовольствия и развлечения «на потом», также — не спешат вступать в брак и заводить серьёзные отношения. На самом деле они попросту следуют советам, которые из поколения в поколения передают представители среднего класса своим потомкам. Это срабатывало у отцов и дедов — значит должно привести к успеху и теперь.
А вот те, что уже в раннем возрасте перенесли значительные лишения и потрясения, совершенно другие. Они используют «быстрые» стратегии: намного раньше начинают заниматься любовью, заводят детей, когда их сверстники даже об этом не думают. С одной стороны, «горизонт вознаграждения» быстрого стратега — короче, но вот будущее — менее гарантировано; они получают меньше, но сразу, вместо того, чтобы больше — позже.
Итак, на первый взгляд, быстрая стратегия — очень неразумная. Стоит ли рисковать своим будущим ради сиюминутного удовольствия? Но если вместо того, чтобы думать о том, является медленная или быстрая жизненная стратегия «хорошей» или «плохой», взглянуть на это под другим углом? А именно: что является наиболее подходящим и оптимальным вариантом в той или иной среде? Когда ребёнок растёт в богатстве, его все любят и балуют, дарят два шоколадных батончика и говорят, что не обязательно их съедать сразу же — разумней отложить, то это одно.
А если в доме царит хаос, а родители и опекуны лишь время от времени вспоминают о своих обязанностях и обещаниях, то не лучше ли сразу взять два шоколадных батончика? Кто его знает, что будет завтра? В таком случае хватать то, что представляется возможным, даже не задумываясь, вовсе не является «импульсивным» или «недальновидным» поступком, как может кто-то пренебрежительно сказать. Это стратегическое мышление. Быстрая стратегия является самой оптимальной в сложившихся обстоятельствах. Это стратегия, которая поможет выстоять и выжить. А в будущем, возможно, и достичь большего успеха, чем те, кто вырос в сытости и любви.
Итак, в детстве такое поведение — адаптивно. Оно является всего лишь проявлением инстинкта самосохранения. А вот во взрослой жизни эта приобретённая не от хорошей жизни стратегия может реально принести объективные выгоды.
Понимаю, что у кого-то может сложиться впечатление, что я пытаюсь доказать в своей статье, мол трудное детство — это чуть ли не благо и школа жизни. Это может сбить с толку неподготовленного читателя. Конечно же, что нет. Трудное детство — это большая боль и большие проблемы, которые потом придётся ни один год расхлёбывать. Речь о том, что когда мы проходим через что-то в раннем возрасте, то узнаём, как сделать это как можно лучше, как адаптироваться и не сломаться. Это нелегко, и в результате мы вынуждены слишком быстро расти, но — растём и продолжаем двигаться вперед.
Ситуации, через которые довелось пройти, не сделали вас слабыми. Наоборот — вы стали сильнее, выносливее и мудрее. Они показали вам, что в жизни иногда могут происходить ужасные вещи. Что будет тяжело и больно. Но они также показали, что из каждого тупика — всегда есть выход. Каждое препятствие можно преодолеть и обернуть себе на пользу.
Те, кому выпало на долю тяжёлое детство… Вы намного сильнее, чем себе представляете. Вот что вы должны осознать и запомнить на всю жизнь. Вы самые сильные люди в этом мире! Поэтому просто идите вперёд — вы всё сможете, вы всё преодолеете, вы всего достигнете!