Несколько лет назад я не знала, что фуд-искусство доступно каждому. Казалось, это удел великих кулинаров, у которых и рецепты интересные, и ингредиенты неизбитые, и посуда достойна королевского приема. Оказалось – показалось.
Я уже около 9 лет занимаюсь фуд-фотографией, и мне это нравится. Сейчас обо всем расскажу. Поехали!
Эту историю прислала моя подписчица Анна Н.
Наличие камеры и знание простых рецептов – уже ключ к успеху
Всё началось с любви к написанию всяческих текстов и финансового кризиса. Я стала изучать, как можно заработать в интернете, имея навыки правильного письма.
Читала темы на форуме, затем изучала работы бирж. Попутно, делая домашние дела и осваивая фотоаппарат, снимала свою стряпню на камеру.
Не сказать что меня осенило. Просто решила попробовать продать то, что давно пылилось в файлах компьютера.
Напечатала рецепт, прогнала на антиплагиате, обработала фото в простеньком редакторе Picasa и отправила на биржу на продажу. Это был рецепт маминого пирога на кефире с какао.
Надо же, его купили практически мгновенно. Получив первые 40 рублей (это был 2011 год) была несказанно рада.
Получается, деньги из ничего, из воздуха: все равно ведь готовишь еду. Почему бы не запечатлеть каждый этап на фотоаппарат?
Затем потратить 20 минут свободного времени на обработку фото, написание рецепта и выложить на продажу. И покушал вкусно, и денежку получил. Да хотя бы на оплату интернета!
Оттачивание мастерства, не выходя из кухни
В общем, дело пошло. Фотографировала всё: и интересные рецепты, и самые простые, типа борща. Цену ставила в зависимости от блюда: больше фото, объемный рецепт – стоимость выше.
Суп с вермишелью или оливье – цена поменьше. Два правила неизменны: качество фотографий и уникальный грамотный текст.
С 2011 по 2015 год выставляла рецепты на биржу. Цены от 30 до 160 рублей за текст, размером от 1000 до 2000 символов без пробелов, снимков – сколько получится.
Делая фото, следила, чтобы они были качественными: без пересветов, без теней, в кадре чистота и порядок. Никому не понравится снимок грязной плиты, засаленной скатерти, облезлой посуды.
Просматривала блоги и сайты, отмечала понравившиеся. В итоге поняла, что фото должны отражать все основные этапы приготовления: от ингредиентов до итогового блюда.
Итоговых лучше делать несколько: на сайтах они выставляются в начале и в конце статьи.
В 2014 я сменила мыльницу на зеркалку. Хотелось, чтобы снимки были качественными. При этом никогда не стремилась к высокохудожественным снимкам с многочисленными атрибутами, подложками, фонами.
Пользуюсь в готовке и при съемке только интерьером своей кухни и имеющейся посудой. Да, слежу за фоном, чтобы не было лишнего. Но не более того.
В итоге создается эффект опрятной работы во время готовки, простого и доступного всем блюда.
Кстати, на одном из форумов завязался спор-обсуждение некоторых фотографий готовых блюд. Приводились примеры кустарных работ, коих у каждого на смартфоне тучи, блоги именитых кулинаров, сайты обычных людей.
И большинство отписалось, что аккуратные фото простых блюд в обычной посуде, рецепты из доступных продуктов куда охотнее изучают, чем вычурные «фуагра с крутонами».
Так что, выставляя на продажу домашнюю пиццу или суп-харчо, вы вряд ли ошибетесь.
Результаты торговли фуд-фотографией
В итоге с 2011 по 2015 продано около 270 статей с фотографиями. В среднем делала 67-68 статей в год или 5-6 в месяц. В ход шло всё: супы, вторые блюда, выпечка, напитки, закатки.
Это более 30 000 рублей за все время. Немного, но зато не напрягаясь и совмещая приятное с полезным.
Некоторые рецепты повторялись. Но тут опять действует обязательное правило: блюдо то же, фото и описания – новые.
То есть, например, готовим жюльен на Новый год в глиняных горшочках на 300 грамм, а на 8 марта то же блюдо, но уже в кокотницах, вместо шампиньонов – белые грибы.
Или в январе 2014 селедка под шубой на большом блюде, в июле 2016 – порционно. Или суп минестроне из 7 овощей, а через год – из 11 и в другой посуде. И так далее. Сложного ничего.
В 2015 на бирже нашла постоянного заказчика, у которого был кулинарный сайт. Он предложил вести колонку.
Сначала попросил публиковать два рецепта в неделю, затем дела у него стали идти туго – остановились на одном в неделю.
Кроме меня там больше никто не работал. Единственное, попросили сделать два профиля, как бы от разных людей. Я сделала один якобы от мужа.
Так и публиковала два рецепта в месяц от своего имени, два – от имени мужчины.
Заказчик платил 170 рублей за рецепт. То есть в месяц выходило 680 рублей. Скажете, не весть какие деньги, чтобы так заморачиваться! Но в моем случае кулинарный блог был (и есть) развлечением, приносящим небольшую денежку.
Больше я не искала заказчиков, так как подрабатываю параллельно непосредственно с текстами. Выставлено с 2015 по 2020 год еще 240 рецептов. Заработала 40-45 тыс. руб. за это время.
Всё хорошее, увы, заканчивается
Еще спустя пять лет у владельца сайта дела стали совсем плохи, и он, надеюсь, временно отказался от моих услуг. Но привычка же все фотографировать осталась!
Опять вернулась на биржу, где выкладываю то, что копится в памяти фотоаппарата.
О создании личного блога не задумываюсь. Содержать сайт довольно дорого, неизвестно, начнет ли приносить прибыль. Да и заниматься надо вплотную, уделять время раскрутке.
Возможно, это оправданно, когда цель – заработок на фуд-фото. Когда же фотографирование еды просто хобби – биржи и случайных заказчиков вполне хватает.
Наверное, вы тоже хоть раз выкладывали фото блинчиков в Инстаграм? А что если продать его? Пишите в комментариях, рискнете ли? Или делитесь своим опытом, ведь всегда есть чему поучиться!