Многие расхожие фразы (даже те, которые кажутся нам избитыми клише) обретают совершенно новый смысл и значение, когда мы начинаем рассматривать их с научной точки зрения.
Мой любимый пример — мотивационная фраза «Думай позитивно». Эта фраза большинству из нас кажется классическим примером клише — главным образом потому, что бы слышали ее столько раз, что она в прямом смысле навязла на зубах. Но в последнее время, когда в нашем обществе все большее и большее распространение получают техники осознанности, фраза «думай позитивно» начинает казаться не клише, а одним из фундаментальных принципов жизни.
Вот еще одна фраза, которая не менее часто, чем «Думай позитивно», используется в мотивации: «Следуй своему сердцу». Как правило, люди сплошь и рядом используют ее для воодушевления друзей и родственников, пытаясь помочь им заняться своей страстью, тем, что заставляет их чувствовать себя живыми по-настоящему. Мол, «не делай то, что говорит тебе твой мозг, не соглашайся на эту скучную конторскую работу, а хватай гитару и становись рок-звезду, следуй своему сердцу».
Все, конечно, было бы неплохо, да вот только иногда жизнь дает нам столько лимонов, что даже весь сахар и вода в мире не помогут сделать из них лимонад. Нам приходится в любом случае делать не то, что нам хочется, а то, что мы должны. Но… возможно, есть какой-то иной, более буквальный способ следовать своему сердцу?
По мере того, как наука продвигается вперед, расширяя границы возможного, ученые находят все более и более интересные способы изучения нашего тела — и зачастую получают довольно неожиданные результаты. Одним из явлений, привлекшим в последнее время ученых-физиологов, является так называемая «внутренняя осознанность».
Как понятно по названию, это наша врожденная способность ощущать и понимать наше внутреннее состояние. Если бы я хотел проверить вашу внутреннюю осознанность, я бы подключил вас к монитору сердечного ритма (так, чтобы вы не видели экрана), а затем проиграл бы с помощью компьютера десять четко слышимых звуковых импульса, которые либо четко совпадали бы с вашим сердечным ритмом, либо слегка от него отличались. После каждой серии звуковых импульсов я спрашивал бы вас, совпадали ли они, по вашему мнению, с вашим сердечным ритмом. Проверив вашу точность в ответах на эти вопросы, я смог бы понять силу вашей внутренней осознанности.
Есть еще один тест — в нем я бы просто попросил молча считать свой сердечный ритм на протяжении минуты (попутно проверяя ваш пульс, чтобы узнать, насколько вы правы). Чем ближе окажется первая цифра ко второй, тем лучше ваша внутренняя осознанность, тем лучше вы чувствуете, что происходит с вашим телом в любой ситуации.
Когда мы, выполняя подобные задания, мы активируем особую сеть нейронов в некоторых областях нашего мозга. Эта сеть затрагивает нашу островковую долю мозга — область мозга, расположенную во вкладке, разделяющей лобную и височную долю мозга. Чем более активной оказывается правая сторона нашей островковой доли, тем точнее мы ощущаем биение собственного сердца. Кстати, еще это напрямую зависит от размера островковой доли — тем больше объем находящегося в ней серого вещества, тем лучше наша внутренняя осознанность.
Почему это важно? Главным образом потому, что сила нашей внутренней осознанности напрямую коррелирует с многими важными функциями нашего организма. Научные факты доказывают, что если в нашей жизни больше тревожности, чем обычно, мы более точно отслеживаем свой сердечный ритм — а это предполагает прямую связь между тем, как мы отслеживаем состояние нашего тела и испытываемыми нами негативными эмоциональными состояниями.
Наша внутренняя осознанность также может быть связана с силой нашей эмпатии. Когда мы проявляем эмпатию в отношении других людей после того, как обращаем внимание на внутреннее состояние, наш мозг отличается большей активностью как в островковой доле, так и в других областях мозга, связанных с эмпатией (в той же префронтальной коре головного мозга и его поясной коре).
Некоторые из нас находят очень сложным (или и вовсе неспособным) идентификацию и описание личного эмоционального состояния, и у этой неспособности даже есть название: алекситимия. Люди, отличающиеся высокой внутренней осознанностью, как правило, не страдают от алекситимии, и поэтому способны на более полной понимание нашего эмоционального состояния. К тому же они реже страдают от депрессии, что вовсе неудивительно, учитывая, что депрессия очень сильно зависит от трудностей в понимании собственных эмоций и вызывающих их причин.
Верите вы или нет, но наша внутренняя осознанность может даже предсказать, насколько удачливы вы будете, например, в игре «Саймон говорит». Возможно, вы и сами играли в эту или подобную игру, когда учились в начальной школе. Когда учитель говорит «Саймон говорит — положи руку на голову», и кладет при этом свою руку на голову, тогда вы должны повторить это действие за ним. Но если он просто говорит «Положи руку на голову», то вы должны стоять на месте и ни в коем случае не повторять за ним. Это может быть на удивление сложным для детей, которые привыкли подражать взрослым и следовать их инструкциям. Им часто не удается остановить себя, и они продолжают копировать чужие действия даже тогда, когда по правилам игры они не должны ничего делать.
Впрочем, взрослые с этим зачастую справляются ничуть не лучше детей. Хотя игра «Саймон говорит» для взрослых должна бы быть довольно простой, даже у них остается базовое стремление копировать действия других людей во время социальных взаимодействий, зачастую действующее на подсознательном уровне. И когда исследователи изучали автоматические имитационные реакции взрослых людей, они обнаружили любопытную связь между такими реакциями и внутренней осознанностью.
Как они это определили? Участникам их эксперимента показывали видео, в кадре которого показывалась человеческая рука и меняющиеся карточки с цифрами. Когда участники видели цифру 1, они должны были показать указательный палец на правой руке. Увиденная цифра 2 означала, что надо показать средний палец и так далее. Но рука на экране тоже показывала один из пальцев, когда появлялась новая цифра, и время от времени палец был не тот, что нужно. Результаты эксперимента показали, что когда рука на видео показывала неверный палец, участники показывали правильный с изрядной задержкой, так как им приходилось подавлять свое стремление скопировать движение руки на экране. Что любопытно, труднее всего подавить эту автоматическую реакцию было именно людям, отличающимся наибольшей внутренней осознанностью. Возможно, это происходило благодаря их повышенной эмпатии или большей восприимчивостью к социальной тревожности — словом, благодаря тем явлениям, о которых вы прочли чуть выше.
Может ли высокая внутренняя осознанность предсказать, что и как мы чувствуем собственным телом? Ответ на этот вопрос может дать эксперимент под названием «иллюзия резиновой руки», во время которого можно заставить наш мозг подумать, что резиновая рука является частью нашего организма. Когда кто-то прикасается к нашей настоящей руке, скрытой под столом, и при этом одновременно прикасается к лежащей на нем резиновой руке, наш мозг пытается найти логику в том, что он видит, и в итоге приходит к выводу, что резиновая рука является частью нашего тела. Более того, нам кажется, что ощущение прикосновения к нашей настоящей руке исходит от резиновой. Грубо говоря, мозг говорит нам: «Я чувствую, как к моей руке прикасаются, но все, что я вижу, — это как прикасаются к резиновой руке, и раз это так, то, наверное, резиновая рука и есть моя!». Люди с высокой внутренней осознанностью менее восприимчивы к этой иллюзии, скорее всего, потому, что они куда более точно чувствуют границы собственного тела. Когда дело доходит до восприятия тела, их мозг не так-то просто обмануть.
Исследования, оценивающие внутреннюю осознанность у людей различного возраста (от 20 до 70 лет), показывают, что внутренняя осознанность медленно, но верно снижается с течением времени. В каком-то смысле мы просто перестаем слышать голос нашего сердца, заглушенный фоновым шумом. В настоящее время мы очень мало знаем о том, как можно улучшить внутреннюю осознанность, и еще меньше о том, даст ли это нам какие-либо осязаемые преимущества.
Конечно, можно ожидать, что практики осознанности и медитации в целом могли бы помочь повысить точность ощущения собственного тела, но практические результаты оказываются довольно сомнительными — и это еще в лучшем случае. Понадобится провести множество дополнительных исследований, прежде чем мы сможем понять, как именно мы можем развивать нашу внутреннюю осознанность, и стоит ли это делать вообще.
Так что теперь мы можем быть абсолютно уверены в том, что между нашей способностью смотреть вглубь себя и несколькими другими личными качествами, начиная от эмпатии и заканчивая тем, как мы воспринимаем наше тело, действительно есть странная, но вполне реальная и неразрывная связь. И когда кто-то в очередной раз посоветует вам следовать своему сердцу, вы можете дать на это предложение ответ, которого этот человек совершенно не ожидал.
Перевод статьи Follow Your Heart (No, Literally) via Клубер