Работники создают продукт. Руководитель задаёт политику и стратегию. Менеджеры устанавливают цены. Клиенты покупают. Конечно, если считают, что цены справедливы. И на этом моменте могут возникнуть трудности.
Потому что само понятие «справедливой цены» неуловимо. Клиент всегда хочет платить меньше, а продавцу нужно поиграть стоимостью так, чтобы и затраты отбить, и самому заработать, и ещё и на фоне конкурентов выглядеть неплохо.
А как действительно понять, что цена справедлива? Может, и нет такой «справедливой», а все это просто соревнование жадностей?
Понятие «справедливой цены»
Если задать этот вопрос Капитану Очевидность, то он скажет, что справедливая цена — это цена товара или услуги, которая является желаемой и приемлемой для обеих сторон, участвующих в сделке.
Эта сумма основана на актуальных рыночных условиях, обещанном качестве продукта, своевременности выполнения контракта и других факторов.
Другими словами, справедливая стоимость — это сумма, которая устраивает и продавца, и покупателя, если они торгуются на свободном открытом рынке.
Звучит просто, но загвоздка в том, что покупатель и продавец не могут за раз за всё договориться и забыть. Из-за меняющейся природы открытых рынков, справедливая стоимость может значительно колебаться со временем. Из-за чего всем сторонам постоянно приходится отстаивать свои интересы.
Причем поиск справедливой стоимости товара интересовал людей всегда. Начиная с Древнего Рима понятие «справедливости» сводилось к тому, что прибыль от продажи для торговца должна быть разумной.
Достаточной для обеспечения себя и близких «хлебом насущным». Корыстолюбцы подвергались осуждению, если они желали получить «постыдную» прибыль.
С другой стороны
Этой теме уже посвящено немало экономических трудов. Разрабатываются целые концепции получения справедливой цены. Например, руководствуясь такими факторам, как:
- Ценовая стратегия. Чего хочет продавец? Оптимизировать показатели выручки или поймать хайп на росте рынка? Экономисты полагают, что справедливая цена меняется в зависимости от целей и мотивации. Хм.
- Ценообразование. Если просто, то справедливая вмещается в тот диапазон, пока клиенты готовы терпеть повышение цены и покупать. До тех пор, пока не случится отката клиентов из-за дороговизны, и будет справедливая цена.
- Динамика рынка. Конкурентная среда, а также рыночные силы спроса и предложения. Проще говоря, если твой товар уникален и востребован, понятие «справедливая цена» может стать очень продолжительным. Ситуация изменилась — цена тоже.
В общем, свободный рынок сам порешает. Поскольку именно свободный спрос и предложение определяют всё, текущую актуальную цену и можно считать справедливой.
Рассмотрим рынок поглубже
Попробуем на простых словах.
- Доступная цена = цена, которую я могу заплатить.
- Разумная цена = цена, которая учитывает характеристики и качество товара, а также цену других конкурирующих продуктов аналогичного качества.
Например, для многих граждан нашей страны iPhone не является доступным, хотя, учитывая его качество, характеристики, безопасность и экосистему, он, безусловно, имеет разумную цену.
Если вы можете собрать iPhone за 2 доллара, собираетесь ли вы продавать его за 5 долларов? Нет, конечно же. Вы будете оценивать его по конкурентоспособным ценам по сравнению с другими смартфонами, представленными на рынке.
Кроме того, вам необходимо учитывать ваши затраты на продажу, персонал, маркетинг, доставку и другие, которые необходимо добавить к себестоимости продукции, прежде чем вы сможете определить свою розничную цену.
Нужны посредники, партнёры и маркетинг, верно? И каждый хочет получить «справедливую» цену за свои услуги.
Так что «разумный» — это не тот, что выведен по каким-то жёстким правилам. Вы не нарушаете никаких рыночных законов, пока можете зарабатывать 500%, 1000% или 10000% прибыли на своём продукте. Если ваш продукт успешен, спрос большой, а конкурентов мало, «куйте железо, не отходя от кассы».
И что в итоге
Собрав всё в кучу, приходим к выводу: ценообразование — это и наука, и искусство, и дипломатия одновременно. Суть всего — баланс спроса и предложения. Ценообразование формируется в контексте динамики всего рынка, чтобы гарантировать:
- а)получение разумной прибыли всеми заинтересованными сторонами;
- б)получение достаточного количества денег для инвестирования в инновации и поддержания своих конкурентных преимуществ.
В то же время, нужно дать клиентам ощущение, что купленный товар стоит своих денег. Чтобы они тоже считали цену справедливой. Вот примерно так всё и работает.
То есть понятие справедливой цены все-таки есть. Главные условия – осведомленность и желание сторон совершить сделку. Без этих условий получается, как в поговорке «на рынке два дурака – один продает, другой покупает». И о «справедливости» говорить уже не приходится.
Как вы думаете, верно такое суждение? Или из-за глобализации рынков, сговоров производителей у нас уже не осталось выбора и возможности отказаться, и мы вынуждены покупать по навязанным ценам? Пишите свои комментарии. Спасибо.