Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур и даже хотел покончить с собой.
Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.
Тадж Махал считают «жемчужиной мусульманского искусства в Индии». Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, который из-за внешнего вида ещё называют луковым куполом. Его высота 35 метров. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили бронзовой копией.
Высота самой мечети составляет 74 метра и представлена пятикупольным сооружением с четырьмя минаретами по углам. Минареты слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы во время разрушения не повредить её. К сооружению примыкает сад с бассейном и фонтанами. Внутри мавзолея находятся две гробницы, которые расположены строго над местом захоронения шаха и его жены. Стены дворца выложены из мрамора с инкрустацией из самоцветов (сердолик, агат, малахит, бирюза и др.). И в лучах света стены просто завораживают. В солнечную погоду мрамор выглядит белым, в лунную ночь он становиться серебристым, а на заре – розовым.
Экстерьер Тадж Махала относят к лучшим образцам архитектуры. В создании декоративных элементов мечети использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации. Также для декоративного и художественного оформления комплекса использовались отрывки из Корана. На воротах Тадж махала нанесено: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»
В интерьере дворца использовалось огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней. Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом.
Единственным ассиметричным элементом комплекса является кенотафий Шах-Джахана, который расположен возле могилы жены. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: “Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года”.
К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад, который простирается в длину на 300 метров. В центре парка проходит водяной канал, который облицован мрамором и посредине него находится пруд. Он отражает образ усыпальницы. Изначально сад поражал своим изобилием растительности, но со временем озеленение сада видоизменилось.
Существует легенда, что Шах-Джахан хотел построить на противоположном берегу реки точную копию дворца из чёрного мрамора, но не успел. Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором они обязывались не принимать участие в строительстве подобного сооружения. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и остается всего лишь вымыслом и легендой.