Как писал великий Эрнест Хемингуэй: «Умные люди чрезвычайно редко бывают счастливы». Его, кстати, несмотря на успех и славу, счастливым тоже не назовёшь: в 61 год писатель застрелился в своём доме в Кетчуме, не оставив даже предсмертной записки.
К сожалению, это правда: если вы очень умны – это ещё не гарантия успеха или счастья. Довольно часто всё – как раз наоборот. У нас как-то не принято говорить о «тёмной стороне» высокого IQ.
Обладатели такого «счастья» подвержены экзистенциальной тревоге, социальной изоляции. У них намного чаще, чем у остальных людей, возникают всякого рода эмоциональные проблемы. Умные люди зачастую недовольны тем, что не могут достичь тех высоких целей, которые ставят перед собой.
Так в чём же причина? Джин Сье-Фачин, психотерапевт и один из признанных экспертов в изучении способностей человека, объясняет, что всё дело – в мозге умных людей. «Ничто не может быть таким парадоксальным, как мозг этих людей», – говорит она.
Дело в том, что, когда человек умён, он становится очень хрупким в определённых отношениях. Это тип ума, который способен генерировать тысячи идей чуть ли не одновременно. Они рождаются, как вспышки: нестандартные, совершенно непохожие ни на что другое. Мозг умного человека буквально фонтанирует бесконечными рассуждениями и концепциями.
Однако справиться с таким объёмом информации, которая «бомбит» умного человека – не каждому под силу. Их когнитивные способности настолько развиты, что достаточно малейшей стимуляции извне, чтобы в нейронах возникло настоящее «цунами идей». Но правда состоит в том, умным людям не всегда удаётся найти решение или дать точный ответ.
Как результат – разочарование и растерянность. Страдают не только взрослые, но и ещё совсем маленькие дети – более одарённые, чем их сверстники. Ведь никто и нигде не учит, как использовать этот сложный мозг, постоянно жаждущий информации и продуцирующий бесконечные идеи.
На самом деле, если у вас IQ более 180, то жизнь становится намного сложнее. Чего только стоит история жизни Уильяма Джеймса Сайдиса – эксцентричного вундеркинда, знаменитого в США в начале XX века. Он обладал необыкновенными математическими, лингвистическими и умственными способностями. На четвёртом году жизни Уильям прочёл Гомера в оригинале, к 8 годам – знал 8 языков, в 11 лет поступил в Гарвардский университет, который с отличием закончил в 16 лет и начал преподавать.
Но жизнь самого умного человека в мире с IQ 250 стала настоящей трагедией. Закончилось всё тем, что из-за насмешек и угроз студентов он отставил преподавательскую работу, затем увлёкся политикой, был арестован. Потом – лечение в психиатрическом санатории, где отец пытался «сделать его, как все» (кстати, в своё время родители задались целью вырастить вундеркинда и много с ним занимались). Ну и наконец – работа мелким клерком, с помощью которой умнейший человек того времени пытался сбежать от глупости и назойливости нашего мира. Казалось бы, ему это удалось…
Кстати, в 1933-м Уильям пытался пойти на госслужбу, но занял 256-е место в списке. Зато, когда он проходил тест на уровень IQ в Нью-Йоркском институте проверки человеческих способностей, то показал беспрецедентный результат на уровне 250-300 баллов.
Сайдис время от времени писал книги (издавая их чаще всего под псевдонимом) и жил простой обыкновенной жизнью. Но однажды журналистам всё же удалось хитростью взять у него интервью и напечатать полную иронии статью о затворнике, бывшем вундеркинде. Сайдис был просто раздавлен… Он долго судился с ними, а в 46 лет умер от кровоизлияния в мозг в одиночестве (он так и не женился).
Вот так печально закончилась жизнь самого умного человека в мире…
Читайте также: Эффект Даннинга-Крюгера: Почему глупые люди думают, что они умные
Быть слишком умным – это парадоксальный подарок свыше
Мы живём в обществе, где к одарённым людям относятся с почётом и уважением. О тех, кто проявляет выдающиеся способности (будь то в науке, искусстве, спорте и прочее), пишут в газетах, снимают телевизионные программы. Люди любят «самых-самых»: ими восхищаются, любуются, на них – равняются. А сколько мам и пап мечтают о том, чтобы их дети имели высокий уровень IQ! Они записывают малышей во всевозможные кружки чуть ли не с двухлетнего возраста, учат языкам, отправляют в лучшие учебные заведения. В современном мире быть умным – стало синонимом успеха.
С другой стороны, и самих детей взрослые постоянно убеждают, что «быть очень умным» – это просто самое главное в жизни и приносит счастье и успех. Что может быть лучше?
Тем временем одарённым детям, как правило, практически не приходится даже усердно трудиться, чтобы сдать экзамены или получить хорошую отметку в школе. В отличие от остальных, которым приходится корпеть над учебниками с утра до ночи. То есть – они могут учиться, почти не учась. И возникает новая проблема, о которой говорят психологи, педагоги и родители одарённых детей: таким ученикам не всегда удаётся реализовать свой громадный потенциал.
Начать с того, что нередко ученики с высоким IQ остаются незамеченными в школьной жизни. Часто они не получают высоких оценок, грамот и похвальных листов, не умеют заводить друзей. Они настолько поглощены собственным миром на своих последних партах в классе, что остаются практически невидимками.
Ум, который сложно контролировать
То, что ребёнок самый умный – вовсе не гарантирует, что он будет лучшим учеником в классе и отличником. И причина этого – многогранна.
Во-первых, скука. Одарённый ребёнок слишком много знает и понимает, потому ему попросту не интересны азы наук, которые он постиг еще несколько лет назад. То есть отсутствует внешняя стимуляция для работы мозга. Что делает юный вундеркинд? Правильно: попросту «отключается». Умные дети становятся пассивными и безразличными. Нередко это ведёт к полному провалу в учёбе.
Во-вторых, такие дети не умеют контролировать свой фонтанирующий ум. Поэтому часто их речь выглядит бессвязной и непонятной для окружающих. Нередко, отвечая на простой вопрос на экзамене, они начинают очень интересно рассуждать, размышлять, делать выводы – но при этом так и не отвечают на поставленный вопрос.
Например, в своей книге «Слишком умна, чтобы быть счастливой», одна девушка объясняет, что, в то время, как её сверстники просто придумывают одно решение для задачи, в её голове – рождается одновременно 25 вариантов путей поисков решения. И она чувствует, что не может прийти к единственному заключению.
Это называется древовидное мышление. Именно так рассуждают очень умные люди. Как только они получают стимул извне – их ум начинает генерировать одну идею за другой, хотя во многих случаях без чётких ассоциаций. В результате выходит своего рода «дерево» с очень густой «кроной», состоящей из многочисленных «ветвей», которые человек не может ни контролировать, ни как-то упорядочить.
Эмоциональные катаклизмы
Другим аспектом жизни очень умных людей, который следует учитывать, является гиперчувствительность. Быть «слишком умным» – означает иметь очень глубокое и трансцендентное видение реальности и мира.
Для них даже обыкновенный просмотр вечерних новостей – необыкновенное приключение для ума. Слушая ведущего, они одновременно чувствуют и непонимание, и гнев, и скептицизм, и разочарование.
Эмоции просто накрывают их с головой. Они не способны контролировать влияние событий, которые для большинства людей проходят незамеченными. И не потому, что им для этого не хватает знаний или ума, а совсем наоборот – из-за их избытка.
Такие вещи, как ложь или притворство – просто обескураживают умных людей. Точно так же, как и социальное неравенство и войны. Им невыносимо осознавать, что в мире невозможно достигнуть высоких идеалов.
Одиночество очень умных людей
Существует устойчивый миф о том, что умные люди, как правило, очень холодны и надменны. Это неправда! Их способность к эмпатии – просто огромна. Поэтому они предпочитают одиночество и изоляцию, чтобы не страдать.
Нередко они боятся сблизиться именно по той же причине: чтобы не привязаться к кому-то слишком сильно, причинив новую порцию боли.
Их эмоциональные миры – очень сложные и невероятные, потому им приходится перенаправлять свою энергию в творчество, чтобы хоть как-то справиться с бурями идей.
Умные люди могут быть счастливыми
Возможно, вы уже решили, что быть очень умным – это вечный хаос и страдания. Но это не правда. Давайте немного поразмышляем.
У одаренного ребёнка, которого нередко в школе даже не замечают, нередко пропадает интерес к учёбе. Он уходит во «внутреннюю эмиграцию». Но это лишь способствует растущей тревоге и депрессии.
Существует ещё один момент, о котором предупреждает ВОЗ: высокий IQ сам по себе – ещё не повод диагностировать одарённость. Ведь интеллект нельзя рассматривать в отрыве от эмоций, гиперчувствительности, гиперэмоциональности, гиперстимуляции, без особенностей и скорости мышления…
Да, это непростое испытание для человека – родиться очень умным. Это может означать, что придётся жить в очень закрытом и своём «уголке», где эмоции и мысли – слишком хаотичные, слишком глубокие и интенсивные.
Поэтому роль родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы предлагать таким детям соответствующие стратегии для того, чтобы те обрели баланс и гармонию. Стратегии раскрыть свой потенциал, и, соответственно, обрести счастье.