— Ты понимаешь, я ведь только в 32 года поняла, что терпеть – не обязательно! Снизошло вдруг на меня такое озарение. Не надо терпеть вообще ни в чем и никогда, вот даже столечко (показывает мизинец). Хотя с детства если меня чему и учили, так это терпению. Учительница первая, помню, талдычила про «мудрость русского народа», которая, по ее мнению, именно в бесконечном терпении и заключалась. И пускай там буржуи бесятся, говорила она, мы, русские, всех пересидим, нас ничем не возьмешь, потому что мы — самая терпеливая нация! Честное слово, так и говорила. И теоретическую базу подводила под это свое мракобесие. Вы вот знаете, сколько у нас пословиц про терпение?
Я отрицательно качаю головой и наливаю себе еще чаю. Официальное интервью про финансы и прочее занудство с этой женщиной в дорогом кашемире уже завершилось, но без чая отпускать меня она не собирается.
Ей 36 лет, и ее карьерные перипетии достойны отдельного разговора: поднявшись, как водится, с самых низов до топов топовой инвест-компании, дама вдруг, неожиданно для всех, слилась. Оставив поле боя, стала консультантом-фрилансером. Из тех, знаете, к которым приходят за подлежащими тиражированию идеями и платят просто за «поумничать». Тетка едкая, меткая, востребованная. И чай вкусный делает.
потерпите? нет!
— Слишком много у нас пословиц про терпение. Про любовь столько нету, клянусь. «Бог терпел, и нам велел», «Стерпится – слюбится», «Терпи, казак – атаманом будешь!» и еще тонна, сейчас уж и не вспомню. Про казака которая так и вовсе непонятно откуда взялась, как будто наш мудрый народ не понимал, что казак хоть обтерпеться может – у атамана свой сын есть… Любимая, кстати, пословица моей мамы. На что не пожалуюсь – «терпи, казак…» И ведь ладно бы обстоятельства были из тех, что не изменить, только смириться, так ведь нет!
Всякую чушь в детстве терпеть заставляли. Из серии: «музыкалка далеко, ходить неудобно, устаешь – ничего, потерпишь, мы вон вообще в школу по два часа в войну ходили!..» Сапоги резиновые уродские, на размер больше, сваливаются – я в них бумагу туалетную напихивала, чтобы не спадали – «потерпишь, не развалишься!» Учительница садистка, за уши таскает на уроке – терпи, умнее будешь. Зубы лечить мать меня к врачу за деньги водила, чтобы пломбы хорошие поставили, а за заморозку платить отказывалась. Мол, потерпишь как-нибудь, мы же терпели, и ничего, не развалились. И ведь не из экономии, деньги были у нас – из принципа! Такое мировоззрение у нее, норма жизни. Курите?
Я снова отрицательно качаю головой. Она тянется к пачке, потом на секунду замирает, о чем-то размышляя, потом смеется – «потерплю!» — и откладывает пачку в сторону.
— И я всю жизнь терпела. Муж изменял – терпела, начальник козлил – терпела, соседи в лифте гадили – терпела, на работе в три смены пахать заставляли – терпела, терпела, терпела. И зубы, представляешь, без наркоза делала. Больно ужасно, у меня чувствительность высокая, но терпела. А потом что-то лопнуло, что ли, и я как-то неожиданно задала себе вопрос – а зачем? Чтобы что?
Мама моя дотерпелась до инсульта, кстати. Я когда за ней потом ухаживать поехала, в ответ на ее очередное «да ничего, я потерплю!» ее спросила – мам, зачем?! Зачем ты терпишь? Для чего?.. Ничего она, конечно, мне не ответила, чушь какую-то промямлила. Я маму на ноги поставила, вернулась и написала заявление об уходе. Не хочу терпеть этот стресс каждый день, устала. Если есть возможность изменить то, что приходится терпеть – я теперь меняю, всегда. Не терплю. Не жду, не сижу прикрывшись обманным «может, оно само пройдет?» На вопрос «Потерпите?» всегда отвечаю «Нет!» И всем советую, кстати.
бог терпел и нам велел
Я допиваю свой чай, мы перекидываемся еще парой фраз. Я обещаю прислать ей интервью на согласование, она отмахивается – мол, чего там согласовывать, все обсудили вроде бы. Перед уходом я не выдерживаю и все-таки задаю последний вопрос: так все-таки как же насчет «Бог терпел и нам велел» — ведь есть же мудрость в том, чтобы не пасовать перед трудностями, закалять свой дух? Она залихватски улыбается:
— Да ну нет же! Наш народ все перепутал. Бог не терпел, он принимал – это разные вещи. Он принимал то, чего изменить нельзя, а не думал «сейчас главное потерпеть и, может, получше станет…», понимаете?..
Я киваю, прощаюсь и сбегаю по лестнице вниз. На улице сильно похолодало, сильный ветер задувает во все места. Потерпеть и добежать до метро?..
Нет уж, такси!