Если бы в мире жили только адекватные и рационально мыслящие люди, все было бы намного проще. Но нас окружают разные персонажи, в том числе, и те, которые постоянно злятся и провоцируют конфликты. Иногда они настолько напористы, что даже самые уравновешенные из нас теряют самообладание.
Вы не сможете постоянно избегать общения с чрезмерно эмоциональными личностями. Да, трудные разговоры были и будут в жизни каждого. Однако есть способы сделать это общение менее болезненным и более конструктивным.
Клинический психолог, доктор Альберт Дж. Бернштайн предлагает несколько тактик, позволяющих снизить градус слишком «раскаленных» дискуссий. Он говорит: «Если во время разговора вы чувствуете себя воспитателем в детском саду, значит, вы все делаете правильно».
Бернштайн советует использовать три способа для снижения накала страстей во время сложной беседы.
«Пожалуйста, говорите помедленнее. Я хочу вам помочь».
Проблема может быть вовсе не в том, что человек говорит слишком быстро, а в том, что он постоянно кричит или плачет. По словам доктора Бернштайна, эта фраза действительно может помочь:
«Почему же эта фраза срабатывает? Потому что она ломает ход ожидаемого разговора. Человек ждет, что вы будете ему противостоять, а вы ведете себя совсем по-другому. Вы просите его говорить более ясно. Демонстрируете, что заинтересованы в том, что он говорит. Это заставляет собеседника начать думать. И это хорошо».
«Что вы хотите, чтобы я сделал?»
Эта фраза работает примерно так же, как и фраза, о которой говорилось выше. Она заставляет человека перестать вести себя как персонаж с примитивным набором эмоций, который только и умеет, что кричать и размахивать кулаками. Эта фраза вынуждает начать использовать навыки мышления.
Ничего не объясняйте
Не важно, насколько чокнутым кажется вам собеседник. Вы хотите вернуть разговор в более или менее здравое русло? В таком случае вам не следует объяснять, что человек ведет себя неправильно, и что ваша точка зрения более рациональна. Это не поможет.
Хотите знать, почему? «Попытка что-то объяснить почти всегда является скрытой формой отпора. Ваш собеседник чувствует это и в итоге становится еще более агрессивным и эмоциональным», – говорит доктор Бернштайн.
Даже если ваш собеседник утверждает, что в прошлой жизни был Элвисом Пресли, лучше спросить, где он хранит свой блестящий комбинезон, чем объяснять, что ему пора отправиться в больницу для душевнобольных.
«Слушая, мы получаем возможность отразить эмоциональное состояние собеседника. Именно эмоциональное состояние, а не то, что он говорит», – добавляет доктор Бернштайн. Делая это при помощи правильных вопросов, вы с большей вероятностью успокоите человека и вернете разговор в более спокойное русло.