Как правило, мы называем совестью ту часть нас самих, которая является своего рода «моральным стражем», следящим за тем, что делаем, как думаем и чувствуем. Это наше «второе я», диалог с которым не прекращается ни на минуту — до конца жизни. И этого стража не так легко провести или обмануть: он предупреждает, критикует и даже наказывает. Как результат — чувство вины и дискомфорта.
Голос совести — это тот моральный авторитет, который живёт внутри нас. Хотя его источником может быть и родитель, и наставник, и Бог, и религия. В любом случае этот голос всегда с нами и обладает неограниченной властью, определяя поступки и решения.
«Совесть заставляет нас открывать, осуждать или обвинять себя. Из-за отсутствия других свидетелей — она также свидетельствует против нас», — Майкл де Монтень.
Наш «голос совести» постоянно напоминает о нравственности и порядочности. Это похоже на то, словно бы к нам приставили офицера, который не спускает глаз ни днём, ни ночью. И в этом — таится определённое коварство.
Дело в том, что не все люди могут с лёгкостью отмахнуться от этого голоса — они просто физически слышат его, как бы не закрывали уши и не старались отвлечься. Некоторые рассказывают, что им будто кто-то шепчет в ухо: «Как же ты можешь… подлый, мерзкий человек… наказание будет жестоким…»
Нравственность и предрассудки
Цивилизованное общество основывается на общественном договоре, как можно себя вести, а как — нет. В противном случае наше «общежитие» уже давно взлетело бы в воздух. То есть чётко регламентируется, «где петь, а где — замолчать и даже не открывать рот». Для того чтобы вписаться в социум, хочешь не хочешь, но придётся отказаться от поступков, основанных на собственных желаниях и прихотях. Даже когда в них нет ничего предосудительного и криминального — приходится «наступать на горло собственной песне», ибо таковы правила, царящие в нашем мире.
Ребёнок лишь рождается на свет, начинает произносить первые слова и делать первые шаги, как его уже учат нравственности — моральным «законам». И они более чем суровые: толстой красной линией все вещи и поступки разделены на то, что правильно, а что — нет.
Наши первые учителя — родители. Именно они учат различать хорошее и плохое в соответствие с религией, культурными и другими принципами, установленными моральными авторитетами задолго до нашего появления на свет. Таким образом, правила «игры» в мире сначала объясняют самые дорогие и родные люди, потому — принимаем всё на веру и даже не секунду не сомневаемся.
Многие из этих принципов и ценностей, действительно очень важны, но — не все. К сожалению, немалая часть — лишена всякого смысла и рационального зерна. Но они настолько незыблемы и непоколебимы, что вбиваются в голову, словно столпы. К тому же, как правило, основаны на самых нелепых предубеждениях, первобытных страхах и искусственно навязанном чувстве стыда.
Нравственность и жестокость
Моральные установки дети усваивают произвольно — по мере взросления. Сначала родители и весь мир считают своим долгом помочь им хорошенько усвоить все правила и своды общества. При этом вовсе не взывают к совести и даже не объясняют, что это такое. Поэтому малыши просто следуют уже установленным моральным правилам. Так для них «воспитание» превращается, по сути, в то, чтобы подчиняться — «ходить строем».
В некоторых культурах, например, таким образом навязывается мысль о том, что женщина — человек второго сорта, и в этом нет ничего нет предосудительного: так жили деды-прадеды, так «говорит» религия — извольте следовать. Поведенческие нормы для женщин чрезвычайно строги и полны ограничений. Таким образом, им с детства внушают, что психологическое и физическое насилие со стороны мужчин приемлемо, ибо таковы «правила игры».
Читайте также: Честность без такта – это жестокость
Нравственность и морализаторство
Все моральные системы так или иначе грешат иррациональностью. Но некоторые — уж чересчур. Например, те, что связаны с сексуальным поведением и отношением к власти. Детство при этом превращается в период «идеологической обработки», когда общество стремится во что бы то ни стало сломить волю человека, сделать его послушным и удобным. Его цель: не допустить поведения, «отклоняющегося» от нормы. Другой вопрос, что такое норма и кто её устанавливает?
В итоге дети вырастают и становятся взрослыми, которые постоянно чувствуют себя виноватыми. Причём иногда они даже не задумываются и не анализируют, почему.
Ведь им объяснили, что плохо, а что хорошо, что приемлемо, а что категорически воспрещено, но они — «опять провинились». Доходит до того, что их гложет чувство вины даже за сомнения в том, что навязанные обществом правила — рациональны!
А ведь это в корне не верно, ведь одна из первостепенных задач здорового взрослого человека — изучить все ценности или антиценности, на которых он вырос. В отличие от морализаторстсва, этика развивается путём исследования мира и себя в нём. А это невозможно без критического мышления и самопознания.
Естественно, что в социуме этому никто не учит, ведь его цель — послушные и не задающие вопросов граждане. Так что спасение утопающих в данном случае — это дело рук самих утопающих. Не хотите быть послушной и аморфной массой — думайте, анализируйте, читайте, учитесь.
Этика рассматривает действия и поступки через призму логических доказательств и соображений комфорта человека и социума. Морализаторство же основано на предрассудках, то есть на аргументах самых разных людей, которые в массе своей образуют лишь хаос.
Характерная особенность морализаторства — это «подкрепляющие» фразы, как: «иначе вы будете наказаны в загробной жизни», «потому что так принято», «так жили люди испокон веков».
Так что больше этики и меньше морализаторства — вот что нам всем нужно для более здорового сосуществования в обществе. И самое подлое, что оно с нами делает — это взывает к голосу совести, чтобы сделать более удобными.
Удобные люди счастливыми не бывают, запомните. Жить по совести — это также свобода, в первую очередь, внутренняя. Но не позволяйте, чтобы, нажимая на эту «кнопку», вами управляли и помыкали. И тем более — навязывали фальшивые «правила игры».