В депрессии нет ничего приятного. Она ломает вас и кажется, что вам уже не выбраться из этого состояния. Не стоит недооценивать серьезность оцепенения, которым сопровождается депрессия, однако, вероятно, стоит пересмотреть свое отношение к ней.
Согласно журналу Psychology Today, мы рассматриваем депрессию слишком однобоко. Хоть мы и считаем ее болезнью, пытающейся разорвать нас на части, она, возможно, в долгосрочной перспективе призвана спасти нас. Знаю, это может показаться странным, но дочитайте эту статью до конца.
Доктор Элисон Эскаланте написала по этой теме статью, где отметила, что депрессию можно считать важной частью биологической системы защиты человека. По ее словам, было проведено множество исследований, результаты которых указывают на то, что современное определение депрессии оказалось не настолько точным, каким могло бы быть. И хотя на то, чтобы начать воспринимать депрессию как явления, в ходе которого могут совершаться какие-то реальные изменения, потребуется много времени, само понятие депрессии является очень перспективным для более глубокого изучения.
Вот, что пишет об этом сама Эскаланте:
«Здравый смысл подсказывает нам, что депрессия рождается в разуме, пораженном искаженным мышлением. Это ведет к появлению «психосоматических» симптомов вроде мигрени, болей в животе и усталости.
В моделях вроде поливагусной теории утверждается, что наше понимание депрессии ошибочно. На самом деле тело просто определяет наличие угрозы и запускает защитный механизм, способствующий выживанию. Эта биологическая стратегия называется иммобилизацией и проявляется в разуме и теле целым набором симптомов. Его мы и привыкли называть депрессией.
Расценивая депрессию как иррациональные и ненужные страдания, мы тем самым ставим клеймо на людей и лишаем их надежды. Но если мы осознаем, что у депрессии есть причина, то снимем с них это клеймо позора. Люди, страдающие от депрессии, это отважные выжившие, а не инвалиды.
Лора верит, что депрессия спасла ей жизнь. Чаще всего отец оскорблял ее только словами, а когда она пыталась противостоять ему, он становился опасным. Она до сих пор помнит тот злобный взгляд, а его физическая жестокость не раз угрожала жизни Лоры.
Ее отец был настолько проницательным, что мог точно определить внутреннее непокорство дочери, скрываемое за маской внешней невозмутимости. И он наказывал ее за эти чувства.
Выжить Лоре помогла именно депрессия. Депрессия не давала ей покоя и препятствовала любым попыткам сопротивления, но в то же время помогла ей принять неприемлемое. Депрессия подавляла ее бунтарские чувства. Тогда Лоре было не с кем поговорить и негде искать помощи вне дома. Ее единственной стратегией было выживание. И она выжила.
Оглядываясь назад, Лора не жалеет о том, что в детстве страдала от депрессии. Она ценит этот опыт. Процесс исцеления и работа с психологом показали ей, как именно ее «болезнь» помогла ей в жизни».
Знаю, некоторым из вас это может показаться сложным для восприятия, но в этом есть здравый смысл. В октябре прошлого года Британское психологическое общество (BPS) обнародовало доклад, в котором рассматривалась эта тема и общее понимание депрессии, подтверждающие концепцию, изложенную выше. Согласно этому докладу, депрессия это, скорее, опыт, чем «болезнь». То есть в зависимости от происходящего в нашей жизни, через нее может пройти каждый. Опять-таки, на то, чтобы изменить наше видение депрессии, потребуется еще не одно исследование и время.