Конфликт – это всегда очень сложная вещь.
В большинстве случаев конфликтные ситуации напрямую связаны с нашими чувствами, которые одновременно логичны и нелогичны. То, из-за чего вы ссоритесь, будь то дома или на работе, касается как того, что вы говорите, так и тех вещей, о которых вы умалчиваете. Речь идет о том, что находится на поверхности и о том, что находится внутри.
Дело в том, что большинство из нас фокусируется на поверхностных вещах и игнорируют то, что они под собой скрывают. А это уже ошибка.
Телеведущая Опра Уинфри также порой оказывается в конфликтных ситуациях, и имеет полное право высказать по этому поводу собственное мнение, учитывая ее большой опыт в качестве интервьюера. Она говорила на такие сложные темы, как самоубийство, неверность, психическое здоровье, сексуальное насилие и многое другое – ситуации, связанные с глубоко укоренившимися конфликтами.
«Я общалась на шоу почти с 30 000 человек, – говорит она, – и у всех их была одна общая черта».
Что же это было? То, что есть общее у каждого человека на Земле, будь он пожарным или доктором философии, стоматологом или инженером-программистом. По словам Опры, «они все хотели получить одобрение».
И речь тут не о том, что люди обязательно хотят услышать такие фразы как «Ты такая потрясающая жена» или «Я не могу поверить тому, насколько потрясающим боссом вы являетесь». Нет, Опра говорит о более фундаментальных вещах, которые имеют отношение ко всем конфликтным ситуациям: о доверии тому, что говорит человек, и подтверждении того, что его слова важны для вас.
В частности, Опра считает, что все наши упреки сводятся только к трем вопросам:
«Ты меня слышишь?»
«Ты меня видишь?»
«Действительно ли то, что я говорю, имеет значение для тебя?»
Другими словами, если ваш партнер расстроен тем, что вы снова поздно пришли домой, или ваш сотрудник пытается сказать, что ему нужен новый человек в команде, то на самом деле он просто хочет, чтобы его услышали. Чтобы его увидели. Он пытается понять, действительно ли то, что он говорит, для вас важно.
Это не значит, что вы должны заискивать или унижаться. То есть по первому же требованию нанять нового человека в команду или заверять, что никогда больше не будете работать допоздна.
Это означает, что вы не начинаете в ответ защищаться или критиковать его. Если вы действительно хотите успокоить человека и быстро разрешить конфликт, просто помогите ему почувствовать себя услышанным, и дайте понять, что его слова имеют для вас значение. Это лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации.
«Ты права, я действительно проработал сегодня до самого позднего вечера. Знаю, как тебе было неприятно из-за того, что я не успел приехать к ужину. Хочу, чтобы ты знала, что это важно для меня».
«Я вас понимаю. В последнее время вам приходится слишком много работать. Я вижу все, что вы делаете, и очень ценю это».
Как только собеседник чувствует, что вы видите и понимаете его, игра меняется. Человек расслабляется. Его тон смягчается. Проблема вдруг начинает казаться более управляемой.
Все это, скорее всего, вы можете сказать и о себе. Когда у вас возникает конфликт с кем-то, когда вы, что называется, «зарываетесь», это зачастую происходит потому, что вы по каким-то причинам не почувствовали себя услышанным и понятым. Дело не только в том, что ваш сосед снова припарковался на вашем месте, но и в том, что вы чувствовали себя проигнорированными или бессильными.
Когда, делясь своим огорчением, вы чувствуете, что другой человек действительно видит вас и слушает, вы начинаете чувствовать себя по-другому. Вы больше не ощущаете себя одиноким, наоборот, чувствуете, что действительно важны.
Вы чувствуете поддержку.
Попробуйте проделать это с вашими детьми, мужем/ женой, боссом или друзьями. Просто покажите, что видите их, что слышите их и что их слова имеют для вас значение.
А затем наблюдайте, как происходит волшебство.