Частенько, когда мне на глаза попадаются снимки каких-нибудь начинающих фотографов, у меня практически кровь идет из глаз. А знаете, в чем беда?
Новички делают кучу ошибок просто потому, что не разобрались в азах, которые надо знать «как отче наш»!
И тут не надо читать многотомных пособий и ходить на курсы, есть всего 5 заветных пунктов, в принципах работы которых любой фотограф должен разбираться, чтобы эффективно применять на практике.
Давайте разберемся подробно, что же это за понятия.
Ракурс
Ракурс – это точка съемки. В английском языке этот термин звучит как «угол» — угол, который образуется, исходя из положения фотографа, камеры и ее объектива относительно фотографируемого объекта.
Сфотографировав один и тот же центральный объект с различных точек, мы получим абсолютно разное восприятие и перспективу.
Именно с помощью ракурса фотограф распределяет акценты на важные и фоновые, по его мнению, элементы внутри кадра.
Художественность, гармоничность ракурса и интересные, порой неожиданные решения как раз отличают профессионала от любителя.
Ракурс недаром стоит первым в списке значимости базовых понятий, потому что на постобработке его уже никак не переделать. Итак, портретные ракурсы бывают:
- в анфас (фронт)
- в профиль (сбоку)
- в три четверти (точка в 3/4 расстояния от анфаса до профиля)
На данных фотографиях камера расположена относительно модели в анфас и в профиль. Но, обратите внимание, как выразительно модель повернула голову как раз на З/4, подчеркивая форму лица:
Также ракурс классически делится на верхний, нижний и на уровне глаз. Здесь интересны художественные эффекты. К примеру, верхний ракурс делает объект визуально меньше, незначительнее.
В то время как нижний, наоборот, увеличивает и мы словно смотрим снизу вверх на нечто, что больше, выше и величественней нас.
Пример нижнего ракурса:
Однако начинать экспериментировать с ракурсами можно после освоения основных техник.
Выдержка
Выдержка, обозначаемая буквой S (shutter) – это скорость срабатывания затвора камеры. Нужна она для того, чтобы объекты на фото не оказались смазанными, и чтобы захватить четкий, резкий кадр.
На какое значение выставлять выдержку, нужно определиться до съемки. Главное правило – чем быстрее скорость фотографируемого объекта, тем короче выдержка.
Выдержка бывает короткой – 1/250 секунды и больше. Например, спорт, брызги воды и активные события – 1/500 секунды, проезжающие машины, пробегающие животные – 1/1000 секунды.
Далее – съемка с проводкой. Это параметр выдержки для того, чтобы показать движение объекта в кадре. Разбег выдержки в данном случае от 1/15 сек до 1/250 сек.
Среднестатистическое движение человека будет сниматься как раз примерно в этом диапазоне на 1/30 сек. Чтобы немного «размазать» и придать динамики автомобилям, птицам – ставить 1/125 сек.
Ну и, наконец, длинная выдержка для творческих задач. От 1/15 сек до 1 сек. На такой длинной выдержке снимаются эффекты текущего водопада, размазанных городских огней, надписи фонариками.
Экспозиция
Экспозиция A (aperture) – это объем света, который попадает на матрицу фотоаппарата за единицу времени. Правильное выставление экспозиции позволяет равномерно распределить освещение.
Экспозиция происходит в тот момент, когда затвор фотоаппарата открыт. Именно в этот момент свет попадает на матрицу.
Если будет «захвачено» мало света – будет недосвет. Если много – пересвет. Она регулируется за счет изменения трех параметров: выдержки S, диафрагмы F (по-простому площадь дырки объектива) и ISO.
Одним из трех придется жертвовать для достаточного экспонирования.
Регулировка света
Еще она называется балансом белого (White Balance WB). Это выставление температуры освещения. Баланс белого должен стремиться к естественному освещению, не «перекрашивать» его.
Температура освещения измеряется в Кельвинах и по цветности варьируется от холодного, пасмурного синего до горячего и теплого желтого.
Например, 10000 К – это баланс белого при освещении синего неба, а 1900 – это желтое пламя свечи.
Поэтому, перед съемкой нужно откалиброваться на однотонном сером или белом объекте, чтобы сохранить баланс белого той локации, где проходит съемка.
А еще в каждой камере для удобства существуют готовые настройки режимов баланса белого.
ГРИП
Глубина пространства ГРИП дает нам то самое вкусное размытие задних фонов и боков. Если по-простому, то ГРИП — это значение диафрагмы. На профессиональном сленге диафрагма часто зовется «дыркой».
Это ширина отверстия в объективе, сужающегося и расширяющегося в зависимости от настройки, если объектив типа «зум».
Чем больше открыта диафрагма, тем светлее фото и тем больше эффект размытия всего, что вне фокуса. Например, на F1.8.
А вот чем больше она затянута, тем темнее фото, но и глубины размытия не будет. Уже при F10 передние и задние планы становятся одинаково резкими.
Вот мы и рассмотрели главные термины фотосъемки. Было полезно?
Подписывайтесь на блог, чтобы и дальше следить за маст-хэв аспектами для развития начинающего фотографа. Расскажите, какой из терминов самый сложный для вас в изучении?