Токийская однокомнатная квартира Фумио Сазаки настолько пуста, что друзья сравнивают её с помещением для допросов. У Фумио всего три рубашки, 4 пары брюк, 4 пары носков и ещё немного других вещей.
Дело не в деньгах. 36-летний редактор сознательно живёт так, став частью растущей группы японцев, которые решили, что меньше значит больше.
Под влиянием эстетики скромности, присущей традиционному Дзен Буддизму, эти минималисты восстают против правил общества, проникнутого стремлением к потреблению, и радикально сокращают число предметов в личной собственности.
Сазаки, некогда страстный коллекционер книг, CD DVD, устал соответствовать моде пару лет назад.
«Я без конца думал о том, чего у меня нет, о том, чего мне не хватало», — рассказывает японец.
За год он распродал свои вещи или раздал их друзьям.
«Экономя время на уборке и походах по магазинам, я больше провожу его с друзьями, в обществе, путешествую в выходные. Я стал гораздо активнее», — говорит он.
Другим нравится возможность иметь только те вещи, которые им и правда нравятся. Эту же философию разделяет Мари Кондо, автор популярной в США методики организации пространства.
«У меня было не больше вещей, чем у обычного человека, но я не ценил того, что имею», — объясняет редактор он-лайн публикаций Катсюя Тойода, у которого в квартире площадью 22 квадратных метра из вещей только стол и хлопчатобумажный матрас.
«Я стал минималистом и могу окружить себя вещами, которые действительно мне нравятся».
Японский минимализм черпает вдохновение в США, где среди приверженцев такого образа жизни был Стив Джобс.
Определения различаются, ведь цель – не просто избавиться от хлама, но и переосмыслить, что значит владеть, а также получить что-то сверх. В случае Сазаки, это время для путешествий.
Никто точно не знает, сколько их, но Сазаки и его знакомые полагают, что истовых минималистов около тысячи, и ещё столько же, вероятно, интересующихся.
Некоторые японцы считают минимализм не чем-то иностранным, а естественным продолжением Дзен Буддизма и его отказнического взгляда на мир.
«На Западе для того, чтобы пространство имело завершённый вид, нужно в него что-то поставить, рассказывает 41-летний писатель-фрилансер Наоки Нумахата. – Но и в чайной церемонии и в Дзен намеренно есть незавершённость, чтобы законченность пространству придавало воображение человека».
Минималисты также доказывают, что владеть малым количеством вещей в Японии, которую регулярно сотрясают подземные толчки, в высшей степени практично.
В 2001 году из-за землетрясения магнитудой 9 баллов и цунами, по словам Сазаки, унесли жизни около 20 тысяч человек и заставили многих пересмотреть отношение к личной собственности
«От 30% до 50% ранений во время землетрясении причиняют падающие предметы», — продолжает Сазаки, обводя жестом свою квартиру. – Но только не в этой комнате. Тут такая мысль не придёт в голову».