Приходилось ли вам с завистью смотреть на одногруппника, который запоминал абсолютно все и сдавал любой тест или экзамен без каких-либо трудностей? Казалось ли вам при этом, что он намного умнее вас? Ученым удалось найти доказательства того, что это не всегда так.
Отличная память необязательно говорит о высоком уровне интеллекта. Мозг изначально запрограммирован забывать, запоминая при этом лишь определенные вещи. Забывание является ключевым моментом при принятии продуманных решений.
Забывать настолько же важно, как и запоминать
Забывание требует от мозга огромных усилий, считают ученые Пол Фрэнкланд и Блейк Ричардс из университета Торонто. В процессе своих исследований они пришли к выводу, что процесс забывания является не менее важной частью системы памяти человека, чем запоминание.
Исследователи предполагают, что цель запоминания – это вовсе не хранение наиболее важной информации на протяжении какого-то промежутка времени, а оптимизация процесса взвешенного принятия решений, основанного на соответствующей информации.
Блейк Ричардс говорит: «Истинная цель запоминания – оптимизировать принятие решений. Необходимо, чтобы мозг умел избавляться от ненужных данных, сосредотачиваясь на вещах, способствующих принятию взвешенных решений».
Так, если вы помните лишь тему разговора или социального контакта, значит ваш мозг забыл детали, но при этом сформировал простейшие воспоминания, несущие в себе пользу для принятия решений и построения прогнозов.
Акцентируя внимание на забывании
В прошлом нейробиологические исследования памяти были сосредоточены на клеточных механизмах хранения информации, более известных как персистентность. При этом транзиентности (забыванию) внимание почти не уделялось. До настоящего времени было принято считать, что неспособность запомнить что-либо вызвана сбоем в механизмах восстановления информации.
Пол Фрэнкланд объясняет: «Мы нашли весомые доказательства существования механизмов, приводящих к стиранию воспоминаний, и они отличаются от тех, что отвечают за их сохранность». Проще говоря, наш мозг прикладывает немало усилий для того, чтобы вы забыли ключи на тумбе. И небезосновательно. Но какие механизмы лежат в основе всего этого?
Один из них – это ослабление и отмирание синапсов между нервными клетками, где зашифрована определенная информация. Еще один механизм (согласно исследованию, проведенному в лаборатории Фрэнкланда) – это формирование нейронов в гиппокампе. В процессе их интеграции новые синапсы меняют текущие нервные цепочки, вследствие чего происходит перезаписывание содержащейся в них информации, усложняя к ней доступ. Это объясняет забывчивость детей, чей гиппокамп продуцирует больше нервных клеток.
Почему мы не можем вспомнить?
Какова же истинная причина того, что мозг расходует так много энергии на запоминание и забывание? Если верить Ричардсу, то вашему желанию забыть о чем-то есть две причины.
Первая – в вечно меняющемся мире устаревшие данные быстро теряют свою актуальность и важность. Если вы хотите выжить в этом мире, а ваш мозг то и дело бомбардирует огромное количество противоречивых воспоминаний, вам становится сложнее сделать правильный выбор.
И вторая – забывание способствует принятию взвешенных решений, давая нам возможность обобщать предыдущий опыт в новом.
Ричардс говорит: «Мы всегда идеализируем человека, способного ответить на тривиальный вопрос о спорте, но смысл памяти заключается вовсе не в том, чтобы вспомнить, кому досталась победа на Кубке Стэнли 1972-го года. Смысл памяти в том, чтобы сделать из вас личность, способную принимать лучшие решения в определенных обстоятельствах, а это во многом зависит от вашего умения забывать».