Прощение – довольно сложное понятие, включающее в себя сразу несколько компонентов, формирующих наше видение себя: ответственность, характер и моральность. Когда нам говорят простить, то тем самым просят действовать определенным образом, как будто так мы снимаем вину не только с нарушителя, но и с себя самих.
Следование популярному совету прощать все плохое обещает нам освобождение от прошлого, от страданий и от всего того, что несут в себе плохие воспоминания. Однако когда мы оказываемся во власти глубоких негативных эмоций, вызванных чьим-то предательством, и при этом верим, что единственный возможный способ отпустить грехи – это простить обидчика, то тем самым ступаем на опасный путь.
Так, если мы чувствуем, что не можем искренне простить человека, наша жизнь омрачается стыдом и чувством вины за то, что мы не умеем прощать, что лишь приводит к еще большему отчаянию.
Правда в том, что в некоторых ситуациях вам вовсе не нужно прощать, и в частности потому, что прощение – это сложный психологический феномен, зависящий как от ситуационных, так и от личностных факторов. К примеру, согласно результатам двух исследований Маккалоу, недоброжелательность и эмоциональная лабильность ассоциируются с мстительностью, которая, в свою очередь, связана с неспособностью прощать, склонностью постоянно думать об обиде, с повышенной негативной эмоциональностью и неудовлетворенностью жизнью. Некоторые люди, в зависимости от своего типа личности, просто менее способны на прощение.
Прощение также может зависеть и от ситуации. Отличным примером может послужить то, насколько легче простить человека, если он искренне раскаивается. Предполагаю, это напрямую связано с развитием обидчика как личности: раскаяние говорит о том, что человек, наконец, осознал собственную неправоту.
А признание само по себе является доказательством избавления: когнитивное осознание обидного характера своего поступка и извинение за него показывают, что обидчик понимает свою роль и ответственность за причинение страданий другому человеку. Вера в то, что обидчик снова оступится, очень слабая, учитывая, что он тоже пострадал от своего поведения (это должно отбить у него любое желание снова создать подобную ситуацию не только для кого-то другого, но и для себя).
Но что если человек не демонстрирует никаких сожалений и не признает своей вины? Перед своим распятием Иисус якобы произнес следующие слова: «Простите их, ибо они не ведают, что творят». Этот сострадательный пример говорит о том, что прощение возможно посредством проявления эмпатии. И если человек не осознает последствий своих действий и того, к каким страданиям они приводят, прощение является вполне обоснованным.
Но чего прощение не оправдывает, так это злорадства. Когда вы не видите никаких угрызений совести, и человек получает удовольствие при виде ваших страданий, прощать его вовсе необязательно. Многим из нас сложно принять тот факт, что кто-то близкий может намеренно причинять боль, наслаждаясь нашими страданиями.
Клиенты часто рассказывают мне о пережитых ими издевательствах и о том, как ужасно с ними обращались в детстве, и идея о прощении возникает у них почти сама по себе: «Я знаю, что мне стоило бы простить его/ее…» или «Я не знаю, как мне его/ее простить». Эти слова обладают огромной силой, потому что содержат в себе понятие, атакующее волю уязвленного человека, включая его видение себя, самооценку, понимание мира, людей и, конечно же, самого себя.
Но нужно ли прощать? Нет, необходимо просто понять и принять случившееся, а затем привлечь обидчика к ответственности, даже если его обвинение будет высказано в разговоре с психологом или друзьями. Необходимо думать о том, что могло и должно быть сделано, необходимо любить ту версию себя, которая столкнулась с жестокостью в детстве, а еще необходимо составить план, как жить дальше.
Прощение – это эмоциональный и психологический феномен, имеющий эволюционную природу и позволяющий нам функционировать как обществу, построенному на доверии. В большинстве случаев прощение – это здоровая, необходимая и рекомендуемая реакция на обиду. Однако порой еще большую силу несет отказ прощать, при этом извлекая уроки из своих страданий и используя их для своего дальнейшего роста и развития.
По материалам: Mariana Bockarova